Отечественная социология образования

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Отечественная социология образования как самостоятельная отрасль социологии оформилась с 1960-х гг. Становление и развитие социологии образования в России как самостоятельной отрасли социологического знания имеет много общего с особенностями ее развития в западной социологии, что прослеживается в направлениях научных исследований в сфере образования. Образование с 1960-х по 1980-е гг. рассматривалось под углом зрения требований, предъявляемых к нему, — как производственных, так и социальных. При этом акцент делался на анализе внешних взаимодействий образования как системы. Так, Л.Н. Коган связывал содержание предмета социологии образования с исследованием соотношения между системой образования и общественными потребностями, потребностями и интересами личности. Различные аспекты образования были представлены в работах Н.А. Аитова (образование как один из факторов формирования социальной структуры и социальных перемещений, влияние образования на производственную деятельность), М.Х. Титмы (роль образования в профессиональном самоопределении молодежи, формирование студенчества и его социальный облик), В.Н. Турченко (НТР и развитие образования), В.Н. Шубкина (образование, жизненные планы и пути молодежи, сравнительный анализ ориентаций на образование в разных странах) и др. Изготовление коробочек-образовательных кейсов, именно благодаря этому приобрело такую широкую распространённость.
___В 1980-е гг. А.М. Осипов, Ф.Р. Филиппов, раскрывая специфику социологического изучения образования, определяют его как социальный институт. В дальнейшем в социологии складывается подход к образованию как к социальному институту, выполняющему экономическую, социальную, культурную функции в обществе. Г.Е. Зборовский расширил понимание функций образования, определяя его как социальный институт, реализующий в процессе взаимодействия социальных общностей функции социализации, развития личности и общественных (экономических, социальных, политических и иных) структур.
___В 1990-е гг. в связи с формированием рынка образовательных услуг и появлением негосударственных образовательных учреждений социологи стали исследовать потребности личности и социальных общностей в образовании и самообразовании, особенности функционирования и проблемы развития негосударственных образовательных учреждений и т.д. (В.Т. Лисовский, В.Я. Нечаев, В.С. Собкин, Ф. Шереги и др.).
___Современная российская социология образования находится в постоянном поиске. Это проявляется и на теоретико-методологическом, и на предметном, феноменологическом уровне, Рядом с государственной системой возникает дополняющая ее, а в чем-то альтернативная негосударственная система образования. Возможности частных школ и институтов, авторских программ — требуют переосмысления концептуализации социологии образования. Социология образования становится полифоничной, отражая общую тенденцию развития социологии как науки. Характерны мнения, высказанные в рамках дискуссии «Основные категории современной социологической мысли: единство и многообразие»: «Комплексный анализ проблемы понятийного аппарата выявил трудности на всех уровнях социологического знания. Меняется традиционный объект социологии: общество становится глобальным и в то же время дифференцированным. Так как этот процесс протекает противоречиво, это приводит к изменению взглядов на привычное для социологов «национальное» общество, привязанное к конкретной стране. Такая подвижка наиболее существенно влияет на предмет социологии… Социология как наука стала мультипарадигмальной. Каждая парадигма порождает соответствующее ей «парадигмальное созвездие понятий»… Множащиеся частные теории, воспроизводят с необходимостью собственный и часто весьма специфический аппарат познания социальных процессов».
___При этом сегодня многое видится совсем по-другому. Но что-то и теряется. К очевидным потерям стоит отнести — отсутствие единой методологической программы образования, длительное время занимавшей господствующее положение в социологии образования. Несмотря на ее диалектический характер и опору на богатейший культурологический материал, она не справлялась с антиномичными проблемами, которые не имели простых решений.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply