Основное направление перемен

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Основное направление перемен — от субъектно-объектных отношений к субъектносубъектным. Первые реализуются в стремлении школы формировать личность согласно требованиям общества, приспособить ученика к существующим социальным условиям. Роль учителя сводится к функции государственного служащего. Образование как субъектнообъектный процесс — не просто взаимодействие «учитель-ученик», а скорее отношение «государство-школа». Трудно требовать от учителя повернуться «лицом к ученику», пока государство стоит «спиной к школе». Поворот к демократическому типу социальнопедагогического взаимодействия предполагает, прежде всего, изменение в ориентациях педагогов в сторону утверждения принципа гуманизма: понимание человека как основной цели, ценности, меры образования. Гуманизация системы образования — создание оптимальных условий для развития способностей обучаемых, формирования их творческой индивидуальности. Основной смысл нового типа социально-педагогического взаимодействия — поворот к формированию культурного, духовного, «человеческого» потенциала, который будет востребован в будущем. Из прошлого опыта отбирается то, что необходимо для будущего.
___В рамках исследований системы образования Свердловской области ученикам — старшеклассникам и учителям было предложено оценить их взаимоотношения.
___Можно сказать: первые шаги по направлению к педагогике сотрудничества сделаны. Весьма незначительная часть учителей относится к ученикам грубо, неуважительно и высокомерно. Еще меньше тех, кто подлаживается к ученикам, играет в «своего» (а дети чувствуют фальшь). Приритетным становится отношение «требовательное, но уважительное». Часть учителей сделала и следующие шаги по пути к педагогике сотрудничества — относятся к своим ученикам доброжелательно, стремятся помочь им, дать советы. Но лишь немногие (особенно если учесть не самооценки учителей, а оценки учеников) делают еще один шаг — стремятся развить инициативу, готовы выслушать критические замечания учеников. Сравнение оценок учителей и учеников позволяет выявить и определенные различия. Общая тенденция этих различий — более высокая самооценка учителей, чем оценка их учениками. Особенно разительно отличаются их оценки позиций: «стремление доказать: учитель всегда прав»; «назидательное, стремление постоянно поучать» (тут оценки учителей более заниженные); «требовательное, но уважительное», «готовность помочь, дать совет» (по этим позициям ситуация обратная). Учителя признают в своих подопечных «взрослеющих» людей. Тут и шаг вперед в понимании ученика (человек, а не объект обучения и воспитания). И остановка — этот человек «еще маленький» и потому нуждается в опеке, заботе, наставлениях, да и не может многие свои проблемы решать самостоятельно. Наконец, это и нерешенная для многих учителей задача — понимание главного принципа педагогики сотрудничества: ученик это — другое Я.
___Для социологов важно зафиксировать механизм утверждения нового типа социальнопедагогического взаимодействия, возникающие проблемы и трудности. Утверждение этого — демократического — типа сотрудничества происходит трудно и противоречиво. Его основной принцип — уважение к личности ученика. Но давно замечено, легче уважать человечество, чем конкретного человека. Самое сложное, но и самое главное, в этом типе социальнопедагогического взаимодействия: другой (ученик) = другое Я. Педагог и ученик являются равными субъектами (партнерами) учебного процесса. Но в реальной действительности в этом равном партнерстве ведущая роль принадлежала и будет принадлежать учителю. Поэтому проблема не только во взаимодействии (учитель — ученик), но и в управлении им со стороны учителя. И нелегко ведя, управляя, остаться равным. Важно видеть и другую сторону проблемы: уважение — явление многоплановое, разноуровневое: от нижнего уровня (преодоление грубости, неуважительности, равнодушия) до высшего (готовность принять другую позицию; стремление развивать творчество, инициативу). К тому же надежды конца 1980-х — начала 1990-х гг. на скорое утверждение нового типа социально-педагогического взаимодействия (как, впрочем, и многие другие демократические надежды той эпохи) оказались иллюзорными. Выяснилось, что демократические реформы — гораздо более сложный, трудный и противоречивый процесс, чем это многим представлялось.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply