можно говорить о нарастании реалистической оценки реформ

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___В ответах учителей (особенно — в опросе 2007 г.) на первый план выходят не сами оценки (положительные или негативные). Подчеркивается иной момент (в 2007 г. — каждым вторым) — невозможность осуществить социальные перемены без серьезных усилий, издержек, потерь. Тем самым, можно говорить о нарастании реалистической оценки реформ, преодолении своеобразной эйфории перемен, ожидания нового «чуда», которому способствовала и мифология реформ. Ведь на волне массовых настроений («так жить нельзя») демократические реформы преподносились порой (в сфере образования — нередко преподносятся и сегодня) как путь к быстрому успеху и процветанию, что не потребует от людей особых усилий и жертв. Достаточно вспомнить многочисленные декларации того времени: «Уже к осени будет лучше», «цены, если их отпустят, немного вырастут, а потом начнут снижаться». Лишь 1 из 8 респондентов-учителей и сегодня признает возможность обойтись без социальных издержек. В ответах других (в соотношении 1:3) преобладает позиция: от «абстрактного» признания неизбежности издержек — к акценту на четкое ограничение их масштабов, «цены реформ». Моделью данного постулата может служить ситуация, если купить щебень в отрадном, а затем использовать его для строительства фундамента тяжёлого здания.
___Трагедия социальных перемен в России состоит, на наш взгляд, в том, что проблема цены реформ и революций возникает, как правило, «после того» — как историческая оценка, а не как необходимый компонент социального прогноза. Разумные опасения даже таких социальных мыслителей, как И.А. Бунин, М. Горький, Г.В. Плеханов, П.А. Сорокин и др., о слишком высокой «цене» «движения к всеобщему счастью» не находили своевременного отклика в массовом сознании. Проходят десятилетия, но ситуация мало меняется.
___Любое отношение имеет ракурс сравнения. Мы рассмотрели оценки учителями социальных реформ в двух временных срезах: прошлое — настоящее и настоящее — будущее. И вот новый поворот. При всех негативных оценках реформ последних лет жизнь в современном российском обществе оказывается для респондентов-учителей более предпочтительной. Единственное исключение — отношение к распаду СССР: сожалеющих об этом больше (даже в 2007 г. !?), чем желающих вернуться в прошлое советское общество1. Очевидно, в какой-то мере тут отразилось понимание, что распад СССР оказался для многих слишком большой ценой за реформы. По отношению к перспективам сравнение материалов опросов 2000 и 2007 гг. позволяет говорить еще об одном парадоксе ценностного сознания учителей (да, и не только их): личностные перспективы (почти у каждых 3 из 5) оцениваются более оптимистично, чем социальные (у каждых 2 из 5). Да и в целом (не забудем — 2007 г., когда начали сказываться опре
___Конечно, мы понимаем, что такое сожаление имеет (особенно — для молодых) возрастное ограничение. Но у учителей это выглядит четче в силу возрастного перекоса (преобладание людей среднего и старшего возраста), что не могло не сказаться и на нашей выборке. Уделенные результаты «стабилизации») преобладает оптимизм1. И получается новый парадокс: лучше бы реформы проходили «не так», хорошо бы, чтобы их цена и издержки были значительно меньшими, но уж если они идут так медленно и трудно, то следует надеяться на себя, на лучшее в собственной жизни. Получает «новое дыхание» надежда на «чудо». Очевидно, в этом корни того парадокса массового сознания, когда преемник Б.Н. Ельцина (а наследство — по распространенном представлению — «тяжелое») приобрел и сохранял весьма высокий рейтинг. Вновь сочетание: курс реформ нужно кардинально менять, но удачнее всего это получится у В.В. Путина .
___Конкретизацию ценностного сознания учителей начнем с социально-политических ценностей. Характерно, что преобладает равновесие авторитарных, государственнических и демократических ориентации (в 2000 г. сохранялся некоторый перевес последних; в 2007 г. — вновь определенное предпочтение авторитарным ориентациям). Сторонников единой государственной идеологии чуть больше, чем приверженцев политического плюрализма. Аналогичная ситуация и в ориентациях на одно- или многопартийную систему. Обращает внимание и то, что идея возрождения СССР уходит на периферию ценностных приоритетов (хотя и спустя 16 лет каждый девятый учитель с этой идеей не расстался).
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply