___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов:
___Важный момент самоопределения социологии — понимание общества как сложной процессуальной реальности взаимодействия индивидуального и социального. Именно это позволяет социологии принимать во внимание «всю сложность и реалистическое многоцветье палитры социальной жизни». С нашей точки зрения, для сегодняшнего состояния современной социологии оптимальным является подход, суть которого наиболее ярко выразил Ж.Т. Тощенко: «Особенность современного этапа определения теоретико-методологических основ социологии состоит в том, что в современном мире происходит рост роли и значения субъективного фактора, что не может не влиять на базовые понятия социологической науки. Вместе с тем, проблема понятий тесно связана с поиском ответа на вопрос: существует ли единая социологическая теория или их много? Если их много (что, на наш взгляд, хорошо), то встает вопрос о том, как использовать эти понятия». В рамках такого подхода представляется целесообразным усовершенствовать и категориальный аппарат социологии, в котором достойное место должна занять и категория «призвание». Таким призванием для меня стало приготовление деликатесов. И теперь нашим предприятием закупается щепа для копчения оптом, с различными оттенками вкуса.
___Необходимо обращаться к историческим истокам той или иной социологической категории. Это в полной мере относится и к категории «призвание». И тут исследователь сталкивается с определенным противоречием. Приоритет введения проблематики «призвания» в социологическую науку и придания понятию «призвание» статуса социологической категории принадлежит выдающемуся немецкому социологу М.Веберу, который ввел в теоретический оборот социологии понятие «призвание». Конечно, это не означает, что до него это понятие (или близкие к нему по смыслу — предназначение, назначение) не употреблялось — в том числе и в социально-философском или теоретико-социологическом смысле.
___Напротив, это была одна из постоянных тем немецких мыслителей XIX века. Достаточно указать на работы Фихте «Несколько лекций о назначении ученого» и «Назначение человека». В отличие от теоретических работ Фихте эти труды носят социологический характер (до возникновения слова «социология» и институционального становления социологии как отличной от философии науки). Фихте относил «общественное стремление» (желание принять другие, кроме себя, разумные существа, ему подобные) к «основным стремлениям человека». Определяющее условие его реализации таково: «их он может принять только при том условии, что вступает с ними в сообщество». С этим и соотносил Фихте «социальное назначение»: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе, он не полный законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно». В плане проблематики призвания педагога позиция Фихте — важный ориентир: призвание, назначение педагога неотделимы от его социализирующей роли.
___И все-таки именно М.Вебер был первым социологом, в чьем творчестве «призвание» стало одним из наиболее важных теоретических понятий. Уже в «Протестантской этике и духе капитализма» он, отталкиваясь от использования Лютером понятия «призвание» в переводе Библии, специально — социологически — рассматривает «концепцию призвания у Лютера». Эта же линия прослеживается и вырастает в целостную социологическую концепцию в его работах «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия». Немалый вклад в обоснование концепции призвания внесли классики социологии Э.Дюркгейм, Х. Ортега-и-Г ассет. На философско — социологическом уровне проблему призвания рассматривают и ряд современных социологов — особенно П. Бурдье и Л.Н. Коган. И все-таки в тео- ретико- методологической разработке данной категории и её эмпирической интерпретации еще много неисследованного, неизученного. Достаточно сказать, что практически отсутствуют монографии и серьезные публикации, специально посвященные анализу призвания как социологической категории и социального феномена. Это явно расходится с реальной исследовательской социологической практикой, где «призвание» и сходные с ним по смыслу и значению понятия широко распространены.
___Необходимо обращаться к историческим истокам той или иной социологической категории. Это в полной мере относится и к категории «призвание». И тут исследователь сталкивается с определенным противоречием. Приоритет введения проблематики «призвания» в социологическую науку и придания понятию «призвание» статуса социологической категории принадлежит выдающемуся немецкому социологу М.Веберу, который ввел в теоретический оборот социологии понятие «призвание». Конечно, это не означает, что до него это понятие (или близкие к нему по смыслу — предназначение, назначение) не употреблялось — в том числе и в социально-философском или теоретико-социологическом смысле.
___Напротив, это была одна из постоянных тем немецких мыслителей XIX века. Достаточно указать на работы Фихте «Несколько лекций о назначении ученого» и «Назначение человека». В отличие от теоретических работ Фихте эти труды носят социологический характер (до возникновения слова «социология» и институционального становления социологии как отличной от философии науки). Фихте относил «общественное стремление» (желание принять другие, кроме себя, разумные существа, ему подобные) к «основным стремлениям человека». Определяющее условие его реализации таково: «их он может принять только при том условии, что вступает с ними в сообщество». С этим и соотносил Фихте «социальное назначение»: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе, он не полный законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно». В плане проблематики призвания педагога позиция Фихте — важный ориентир: призвание, назначение педагога неотделимы от его социализирующей роли.
___И все-таки именно М.Вебер был первым социологом, в чьем творчестве «призвание» стало одним из наиболее важных теоретических понятий. Уже в «Протестантской этике и духе капитализма» он, отталкиваясь от использования Лютером понятия «призвание» в переводе Библии, специально — социологически — рассматривает «концепцию призвания у Лютера». Эта же линия прослеживается и вырастает в целостную социологическую концепцию в его работах «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия». Немалый вклад в обоснование концепции призвания внесли классики социологии Э.Дюркгейм, Х. Ортега-и-Г ассет. На философско — социологическом уровне проблему призвания рассматривают и ряд современных социологов — особенно П. Бурдье и Л.Н. Коган. И все-таки в тео- ретико- методологической разработке данной категории и её эмпирической интерпретации еще много неисследованного, неизученного. Достаточно сказать, что практически отсутствуют монографии и серьезные публикации, специально посвященные анализу призвания как социологической категории и социального феномена. Это явно расходится с реальной исследовательской социологической практикой, где «призвание» и сходные с ним по смыслу и значению понятия широко распространены.
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
More from my site
:::