Остаточная зависимость российской социологии образования от педагогики

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Остаточная зависимость российской социологии образования от педагогики, особенно в вопросах терминологии, замыкания в процессуальном подходе и в ценностной проблематике, отмечалась и ранее. При сохранении этой зависимости социально-системные качества образования и критерии его эффективности вообще не поддаются изучению. Фрагментарность основной массы исследований не позволяет социологам получить такие результаты, которые бы характеризовали систему образования в целом и были услышаны менеджерами и политиками от образования.
___В социологии образования уже не первое десятилетие идет процесс формирования и развития внутриотраслевых направлений. Их спектр отчасти повторяет путь, пройденный зарубежной социологией образования. Однако это развитие, к сожалению, неравномерно. В силу более высокой активности и организованности определенных научных сообществ и, вероятно, наличия особых стимулов большее продвижение в плане эмпирической базы и теоретического развития достигнуто в гендерных аспектах образования. Что же касается многих внутриотраслевых направлений социологии образования, то в них часто недостает теоретического ядра, интегрирующих концепций, впрочем, как и финансовой поддержки. Преодоление известного отставания российских исследований в теоретических аспектах может быть отчасти ускорено благодаря более детальной интеграции с зарубежной социологией, и это особое направление отрасли заслуживает всяческого поощрения.
___По-прежнему один из важнейших потоков эмпирических исследований в отрасли ориентирован на взаимосвязь образования и социальной структуры населения. Его актуальность вследствие рыночной трансформации и глубочайшего социально-экономического расслоения российского общества усилилась и, к счастью, составила предмет серьезных исследований. Они заслуживают развития и скорейшего перевода в плоскость социальной и образовательной политики, в том числе и для противостояния бюрократической риторике в дискуссиях о критериях финансирования школ, мнимой социальной эффективности ЕГЭ и виртуальном конкурсе в высшую школу. Наиболее значимый пробел в эмпирических исследованиях образования сохраняется сегодня в проблематике образовательной политики. Даже первые шаги в этом направлении могут создавать «дискомфорт» в бюрократическом самочувствии1, а уж более основательное погружение социологов в эту тематику наверняка даст новые интересные результаты.
___Подытоживая разговор о методологических аспектах, мы считаем важным вновь обратить внимание на проблему предмета социологии образования. К этому подталкивает все шире признаваемая и в России, и в мире ситуация кризиса в социологии. Применительно к этой проблеме уместно использовать термин «предметное поле», имея в виду не размытость его границ, а масштабность и многообразие подходов к социологическому анализу образования. С учетом дискуссий 1970-2000-х гг. в отечественной и зарубежной науке можно утверждать, что решение этой проблемы состоит в интеграции двух главных социологических аспектов изучения образования — как социального института и как специфической социальной системы. Концептуальное развитие социологии образования должно рассматриваться в контексте ее предмета и вытекающих из него основных теоретических конструкций. Образование — социальный институт с рядом функций в отношении общества, всех сфер общественной жизни и уровней социальной организации. По этому поводу Л.Я. Рубина отмечала: «я поддерживаю институциональный подход, но считаю, что им не следует ограничиваться. Образование — это социальный институт, и сложная система, и формальная организация, и особый вид деятельности, и социальная ценность для личности и общества». Понять институциональные свойства образования нельзя без того, чтобы вскрыть его внутреннюю структуру, возникающие в нем социальные отношения, связи и процессы. В конце концов, функции образования и осуществляются не иначе как результат социальных взаимодействий, действия социальных организаций и конкретных ролевых структур, и все это указывает на важность понимания социальных субъектов в сфере образования.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply