Абстрагирующе-обобщающий взгляд на развитие деятельности

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации инженеров сектора теоретического познания и развития технологических процессов: 
___Далее, мораль не может впредь ограничивать себя пределами непосредственного опыта: сегодня этическое восприятие действительности нуждается в абстрагирующе-обобщающем взгляде на перспективу дальнейшего развития нашей деятельности. Инженер, находящийся в ситуации, в которой он обязан конструировать оружие уничтожения глобального масштаба, оказывается в моральной ситуации, и последняя драматически иллюстрирует возрастающую опосредствованность и социализированность ответственности человека. Моральные проблемы уже больше не заключаются лишь в лжесвидетельстве или в краже. Эти проблемы осмысляются сегодня в иной форме, а именно должны ли мы, например, бросить на произвол судьбы страны, которым вследствие успехов медицины и фармакологии уже грозит перенаселение, могущее обернуться катастрофой голода, если оставить их на милость естественного отбора; или должны ли мы, пользуясь мощными достижениями науки и техники, подготовить нашу Землю для проживания десяти миллиардов людей, рискуя при этом тем, что мы можем оказаться не в состоянии решить связанные с этим социальные проблемы достаточно быстро и не сможем предотвратить вспышки новых форм насилия. Мы не в состоянии делать все, что дает нам возможность делать развитие техники. Во всяком случае, это уже общепризнанное положение. Вместе с тем где же та мораль технической деятельности, предоставляющая в наше распоряжение критерии, согласно которым мы были бы в состоянии определить, какие достижения технической мысли мы должны реализовать, а какие следовало бы предать забвению? Таким образом, технические проблемы являются одновременно и моральными проблемами, и поэтому мораль развивающегося мирового сообщества людей не вправе игнорировать условия, возможности и последствия технической деятельности.
___На что я могу надеяться? Этот вопрос, адресованный Кантом религии, в нашем секуляризованном мире приобрел исключительно посюстороннее звучание. Если сегодня субъективные надежды, несмотря на всю рациональную вероятность противоположного, все еще направлены в сторону трансцендентного существа, сегодняшние в социальном смысле господствующие утопии носят тем не менее чисто земной характер. И как в оптимистических, так и в пессимистических утопиях постоянно присутствует техника: то как вероятный источник блаженства, то как демон уничтожения. Идеальное коммунистическое общество Маркса, в котором каждому будет обеспечено удовлетворение всех потребностей, покоится на безграничном развитии производительных сил, и Герберт Маркузе еще ожидал избавления человечества от невежества, нищеты и угнетения посредством техники, если она только будет правильно применяться. С другой же стороны, голоса современных кассандр пророчествуют катастрофу, которая постигнет человечество благодаря развитию техники, а именно через бесконтрольное и безудержное использование источников сырья, ничем не ограниченное использование энергии, все увеличивающееся загрязнение среды и уродование земной поверхности, вод и атмосферы, в результате чего человек разрушает экосистему, необходимую для его собственного выживания. Для одних техника — это усиление человеческих потенций, как захватывающий воображение рост свободы, другие же жалуются на возникшие на почве техники конфликты и на угрозу суверенитету человека. Как бы отдельные люди ни относились к подобного рода деятельности. Какие нормы управляют индивидуальными и коллективными действиями и в чем, собственно, состоит сама легитимация этих норм? Философия, разумеется, в состоянии рассматривать такого рода проблемы с самых различных точек зрения, но одно воззрение должно быть в центре внимания, и оно не может быть обойдено нами, а именно то, что я должен делать, является лишь частицей того, что я могу делать. Если при тех или иных действиях мы располагаем лишь одной деятельностной альтернативой, то нам вообще не нужно никакой морали. И в наши дни именно техника явилась тем фактором, который неизмеримо расширил свободное поле, на котором могли бы развертываться действия. Надо было бы подумать еще и о том, что в нашем распоряжении есть средства и возможности уничтожения всего человечества. Само собой разумеется, что в этих крайних случаях думают также и о том, что расширились также рамки значимости моральных вопросов. Теперь речь идет не о моральных действиях индивида по отношению к людям своего непосредственного окружения: речь идет о морали целых коллективов и народов, так как современная техника стала общественным продуктом в широком смысле этого слова.
___Далее, мораль не может впредь ограничивать себя пределами непосредственного опыта: сегодня этическое восприятие действительности нуждается в абстрагирующе-обобщающем взгляде на перспективу дальнейшего развития нашей деятельности. Инженер, находящийся в ситуации, в которой он обязан конструировать оружие уничтожения глобального масштаба, оказывается в моральной ситуации, и последняя драматически иллюстрирует возрастающую опосредствованность и социализированность ответственности человека. Моральные проблемы уже больше не заключаются лишь в лжесвидетельстве или в краже. Эти проблемы осмысляются сегодня в иной форме, а именно должны ли мы, например, бросить на произвол судьбы страны, которым вследствие успехов медицины и фармакологии уже грозит перенаселение, могущее обернуться катастрофой голода, если оставить их на милость естественного отбора; или должны ли мы, пользуясь мощными достижениями науки и техники, подготовить нашу Землю для проживания десяти миллиардов людей, рискуя при этом тем, что мы можем оказаться не в состоянии решить связанные с этим социальные проблемы достаточно быстро и не сможем предотвратить вспышки новых форм насилия. Мы не в состоянии делать все, что дает нам возможность делать развитие техники. Во всяком случае, это уже общепризнанное положение. Вместе с тем где же та мораль технической деятельности, предоставляющая в наше распоряжение критерии, согласно которым мы были бы в состоянии определить, какие достижения технической мысли мы должны реализовать, а какие следовало бы предать забвению? Таким образом, технические проблемы являются одновременно и моральными проблемами, и поэтому мораль развивающегося мирового сообщества людей не вправе игнорировать условия, возможности и последствия технической деятельности.
___На что я могу надеяться? Этот вопрос, адресованный Кантом религии, в нашем секуляризованном мире приобрел исключительно посюстороннее звучание. Если сегодня субъективные надежды, несмотря на всю рациональную вероятность противоположного, все еще направлены в сторону трансцендентного существа, сегодняшние в социальном смысле господствующие утопии носят тем не менее чисто земной характер. И как в оптимистических, так и в пессимистических утопиях постоянно присутствует техника: то как вероятный источник блаженства, то как демон уничтожения. Идеальное коммунистическое общество Маркса, в котором каждому будет обеспечено удовлетворение всех потребностей, покоится на безграничном развитии производительных сил, и Герберт Маркузе еще ожидал избавления человечества от невежества, нищеты и угнетения посредством техники, если она только будет правильно применяться. С другой же стороны, голоса современных Кассандр пророчествуют катастрофу, которая постигнет человечество благодаря развитию техники, а именно через бесконтрольное и безудержное использование источников сырья, ничем не ограниченное использование энергии, все увеличивающееся загрязнение среды и уродование земной поверхности, вод и атмосферы, в результате чего человек разрушает экосистему, необходимую для его собственного выживания. Для одних техника — это усиление человеческих потенций, как захватывающий воображение рост свободы, другие же жалуются на возникшие на почве техники конфликты и на угрозу суверенитету человека. Как бы отдельные люди ни относились к подобного рода гипотезам и прожектам, ясно одно: то, на что надеялось человечество в этом мире, осуществится или провалится только с помощью техники.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply