адаптация

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___В понимании социальной адаптации современная социологическая и психологическая теория выделяет ряд существенных моментов, которые должны учитываться при анализе любых ее конкретных проявлений:
—1.) адаптация — от лат. adapto — приспособляю, фр. adaptation — приспособление — приспособление личности, социальной группы к условиям внешней среды;
—2.) адаптация — социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды, в ходе которого происходит взаимное приспособление — и личности, социальной группы к требованиям социальной среды, и социальной среды к запросам и установкам личности, социальной группы. Тем самым, выделяются как бы две взаимосвязанные стороны адаптации — адаптивность (приспосабливаемость) личности, социальной группы и адаптируемость (приспособление, изменение) социальной среды. Т. Парсонс рассматривал социальную адаптацию как «упорядочивание адаптивных отношений системы действия с той средой, в которой она функционирует». Представляет интерес — особенно для анализа адаптационных процессов в сфере образования идея Л.С. Выготского о «социальной ситуации» — она была направлена против трактовки среды как чего-то внешнего по отношению к человеку. «Человек, будь то ребенок, подросток или юноша, в любом возрасте в среде активен и избирателен, преломляет среду через себя»;
—3.) адаптация — согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее как реальный уровень, так и потенциальные тенденции развития среды и субъекта. В данном аспекте трактовки адаптации особую значимость приобретает акцент на согласование притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Это позволяет избежать гипертрофированного понимания активности личности (что вольно или невольно присутствовало в пропаганде в прошлые годы — «нам нет преград ни в море, ни на суше»; «мы рождены, чтоб сказку сделать былью»; — и способствовало формированию у части молодежи психологии «чуда», «вседозволенности»). С другой стороны, взаимодействие и согласование установок и требований личности и социальной среды предстает не в статике, а в динамике, что позволяет выделить еще один очень важный аспект адаптации — процессуальность. Выход за рамки реального, нынешнего уровня взаимодействия к потенциальному (могущему развиваться в разных направлениях) превращает процесс социальной адаптации из стихийного в управляемый и самоуправляемый (для конкретной личности). Процессуальность предполагает разграничение между процессом (человек адаптируется) и результатом (человек адаптировался). Граница эта весьма подвижна и — во многом — индивидуальна, что определяет разный во временном интервале темп адаптации. Важно учитывать и темпоральный аспект среды: «Перспективная адаптация — социальный процесс, который включает в себя не только настоящее, но и прошлое, и будущее, т.е. накопление в процессе обучения на базе уже полученного опыта адаптивных качеств, необходимых индивиду в будущем для успешного усвоения социальных ролей и норм»;
—4.) важный момент, углубляющий трактовку адаптации как взаимодействия личности, социальной группы и социальной среды, — понимание самой социальной среды. И здесь в современной науке происходит определенная переориентация: от широкого понимания среды как того, что нас окружает, «среди» чего мы живем, — к более конкретному пониманию социальной среды, в котором подчеркивается взаимодействие человека и внешних условий его жизнедеятельности. В социальной среде — и это очень важно в конкретном анализе — выделяют разные компоненты: материально-вещественный и личностный (люди, группы, коллективы). В зависимости от характера взаимодействия (опосредованное или непосредственное) разграничиваются разные по масштабам виды социальной среды: макросреда и микросреда (среда ближайшего окружения). Но границы между ними весьма подвижны. Разные социальные институты могут выступать (или не выступать) компонентом микросреды человека — все зависит от его деятельности. Тем самым важно подчеркнуть: диапазон социальной среды зависит от человека. Такой подход (от человека) углубляет представление об адаптации как взаимодействии;
—5.) адаптация многогранна. Уже потому, что разнообразны компоненты социальной среды и их составляющие. Многогранность адаптации связана и с неоднозначной социальной значимостью тех или иных компонентов социальной среды или протекающих в ней социальных процессов. Сегодня важно разграничивать разные типы социальной адаптации личности — социальное творчество и конформизм.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply