Аналогичное соотношение

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Аналогичное соотношение существует и в самой науке. Чтобы хорошо знать теорию науки, надо быть знакомым с ее историей, а чтобы проникнуть в историю науки, необходимо иметь представление о самой науке, теории ее. Здесь этот вопрос имеет даже большее значение, так как к нему присоединяется новая сторона дела — в каком соотношении должны быть взяты история науки и теория науки (например, история философии и теория философии — диалектический и исторический материализм) в процессе изучения, какой удельный вес должна занимать каждая из них в системе знаний, даваемых этой наукой.
___Связи, это как изготовление закаленного стекла, они требуют длительного выдерживания. Два рассмотренных типа связей, исторические и структурные, обусловливают два типа последовательности категорий при развитии науки, т. е. в теоретическом исследовании.
___Дело в том, что хотя в общей системе наук исследование исторических связей переплетается с исследованием связей структурных, тем не менее в конкретном процессе познания на первый план) может выступать то одна из них, то другая. Случаи эти нередко встречаются и в «Капиталец На одни из них прямо указывает Маркс: «То, что раньше мы рассматривали как изменения, которые совершаются с одним и тем же капиталом последовательно во времени (историческая связь. — М. Л.), теперь мы рассматриваем как одновременно существующие (структурная связь. — М. А.) различия между вложениями капитала, сделанными одно рядом с другим в различные сферы производства»1.
___Если перед исследователем стоит задача проследить в предмете исторические связи (а для этого необходимы определенные условия, каковых для некоторых наук еще в достаточной степени нет), то, естественно, логическая последовательность рассмотрения сторон предмета будет полностью соответствовать временной последовательности их в истории этого предмета. Каков ход исторического развития предмета, таков ход и логического движения категорий. И единство исторического и логического тут налицо. Ведь задача и состоит в том, чтобы выразить в логике историю развития во всех ее основных этапах.
___Если же исследователь ставит цель дать не историю предмета, а его структуру, проследить структурные связи в предмете, как они сосуществуют в одно и то же, время, то ясно, что он не может располагать категории в той последовательности, в какой исторически выступали соответствующие им отношения. Определяющим здесь должно быть место, роль, какую играет то или иное отношение в общей структуре предмета. Так, если в буржуазном обществе товарные отношения обусловливают денежные отношения, а эти последние — отношения капитала, то и при научном их выведении категория товара должна предшествовать категории денег, а категория денег — категории капитала. Такая последовательность дает возможность проникнуть во внутренний механизм, в существенную структуру буржуазного производства. Разбирая вопрос о последовательности рассмотрения категорий при исследовании структуры буржуазного общества, Маркс пишет: «Таким образом, недопустимым и ошибочным было бы брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Наоборот, их последовательность определяется тем отношением, в котором они стоят друг к другу в современном буржуазном обществе, причем это отношение прямо противоположно тому, которое представляется естественным или соответствующим последовательности исторического развития» 1.
___Подобное несовпадение исторической последовательности категорий (т. е. последовательности категорий в истории знания) с логической отмечает К* А. Тимирязев. Исторически объяснение современного состояния органического мира на-* чалось с помощью морфологических исследований, сравнительного метода. Затем оно было дополнено физиологическими исследованиями с их экспериментальными методами. Наконец, это объяснение начали осуществлять, применяя к биологии исторический метод. В современной же науке картина органического мира строится иначе. На первом месте стоит физиологическое исследование, на втором — морфологическое, на третьем — историческое (дарвинизм).
___Однако эти факты не говорят о том, что тут вообще нет совпадения, единства исторического и логического методов, о котором мы говорили выше. Единство это сохраняется, и выражается оно здесь в следующем. В истории всякое развит тие идет от простого к сложному. Развитие есть процесс усложнения, совершенствования: более простое отношение появляется раньше более сложного. Но ведь это же имеет место и в логическом процессе развития мыслей при исследовании структуры предмета, сосуществующих его отношений. Здесь также более простая категория (товар) рассматривается раньше более сложной (деньги). Совпадение это касается самой формы движения мысли и не всегда затрагивает содержательную сторону категорий. Его нельзя истолковывать в том вульгарном смысле, будто всякое изучение предмета должно быть изучением его неповторимой, индивидуальной истории.
___Итак, мы видим, что единство исторического и логического методов исследования состоит не в том, чтобы всюду придерживаться хронологии предмета, и не в том, чтобы отождествлять логику и историю предмета, а в том, что воспроизведение логики предмета в общем и целом совпадает с воспроизведением истории предмета. Последнее же обус* ловлено тем, что в самом предмете объективная логика, существенная закономерность его связана с историей, с конкретным проявлением этой закономерности в том или ином отдельном случае.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply