Диалектика борьбы противоположностей в мышлении

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___
___Диалектика борьбы противоположностей в мышлении раскрыта Ф. Энгельсом в своем труде «Анти-Дюринг». Он писал: «Точно так же мы видели, что и в сфере мышления мы не можем избегнуть противоречий и что, например, противоречие между внутренне неограниченной человеческой способностью познания и ее действительным осуществлением только в отдельных, внешне ограниченных и ограниченно познающих людях, — что это противоречие разрешается в бесконечном — по крайней мере, практически для нас — ряде последовательных поколений, разрешается в бесконечном поступательном движении».
___Если мы обратимся к самим формам мышления, изучаемым формальной логикой: к понятию, суждению, умозаключению, то увидим, что и они пронизаны диалектикой, диалектическими закономерностями. Возьмем понятие, эту исходную логическую форму. Понятие, как единство единичного и общего (а также особенного), содержит в себе противоречие, ибо единичное противоположно общему, и, наоборот, общее противоположно единичному. Например, в понятии «водород» фиксируются единичные признаки, свойственные только водороду, и признаки общие, имеющиеся у всех химических элементов. Очевидным для всех марксистов является движение, развитие понятий. «…Человеческие понятия, — указывает Ленин, — не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, «искусство оперировать с ними» (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов…
___Столь же диалектично суждение, выражающее самой своей формой все основные элементы диалектики. Термины «субъект» и «предикат», имеющиеся в суждении, взаимно отрицают и вместе с тем предполагают друг друга. Нет субъекта без предиката и предиката без субъекта. В любом суждении (например, «лилия есть растение») выражается и тождество предметов, и различие их. «Тот факт, — пишет Ф. Энгельс, — что тождество содержит в себе различие, выражен в каждом предложении, где сказуемое по необходимости отлично от подлежащего»1. Так, лилия есть, конечно, лилия, но она вместе с тем и растение. По отношению к растению лилия есть нечто единичное, растение в отношении лилии — нечто общее.
___Не иначе обстоит дело с третьей формой мышления, с умозаключением, которое также подвержено действию диалектики. Диалектику умозаключения, диалектику, его единичного, особенного и всеобщего моментов очень хорошо показал К- Маркс на примере анализа товарно-денежного обмена Т — Д — Т (товар — деньги — товар). «…Абстрактно-логически, — говорит К. Маркс, Т — Д — Т может быть сведено к форме силлогизма, О — В — Е, где особенность образует первый крайний член, всеобщность — связывающий средний член и единичность — последний крайний член».
___То, что человеческое мышление объективно развивается по законам диалектики, вполне понятно. Ведь мышление есть продукт материи, также развивающейся по законам диалектики. Являясь таким продуктом, оно выступает и не может не выступать ее отражением, в том числе и отражением самих законов диалектики.
___Мышление развивается по законам диалектики независимо от того, знают об этом что-либо люди или не знают, осознают это или нет. Поскольку люди мыслят, познают предметы и явления действительности, в их мышлении обязательно действуют законы диалектики, действуют принудительно и необходимо. Проявление этих законов можно обнаружить в любом мышлении: в мышлении научном и ненаучном, в мышлении взрослого и ребенка, материалиста и идеалиста и т. п.
___Однако хотя законы диалектики объективно действуют в любом без исключения мышлении, это совсем не значит, будто каждое мышление является диалектическим, а его обладатель, человек — диалектиком. Если бы дело обстояло так, тогда все люди становились бы диалектиками и никаких метафизиков на свете не существовало бы, а они, как известно, существуют.
___Человеческое мышление не всегда было диалектическим», и сейчас оно не у всех людей диалектическое. Если рассматривать мышление исторически, а это единственно правильный подход, то оказывается, что диалектическое мышление появилось лишь на определенной ступени развития — когда были накоплены определенные знания о действительности, когда человек научился исследовать природу своих понятий. Ф. Энгельс пишет о диалектическом мышлении и его возникновении следующее: «…диалектическое мышление — именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, — возможно только для человека, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития (буддисты и греки), и достигает своего полного развития только значительно позже, в новейшей философии…»
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply