диалектика сознания

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Точка зрения Джемса не может служить научной теоретической основой естественнонаучного исследования сознания, речи и мышления.
___Нейрофизиологам и клиницистам приходится сталкиваться с фактом изменчивости, текучести сознания, относительностью разных состояний его. Отсюда в их среде появляются совершенно правильные требования более динамического подхода при изучении сознания. Но эта диалектика сознания может быть научно схвачена не с помощью однобокого релятивизма и субъективизма, а с помощью всесторонней марксистской теории развития, которая учит, что развитие сознания, отражающее развитие объективного мира, имеет свои специфические особенности, свою сложную, относительно самостоятельную внутреннюю логику движения. При конкретном познании закономерностей движения сознания нельзя также обойтись без материалистической психологии, опирающейся на учение о высшей нервной деятельности. В этом отношении большое значение имеют достижения советской психологии.
___Одним из источников ошибочных взглядов зарубежных физиологов и клиницистов на сознание является отсутствие правильного понимания качественного отличия человека как общественного существа от животных. Поэтому сознание человека часто смешивается, отождествляется с психикой животных. Так, Вильямс, беря за основу признак принадлежности сознания субъекту, приписывает сознание многочисленным живым субъектам: собакам, кошкам, крысам. Даже дождевых червей он относит к сознательным существам К. Д. Хебб, выступающий по теоретическим проблемам сознания и критикующий «параллелистов» и «материалистический монизм», обнаружил у высших млекопитающих даже наличие «свободы воли» и «способности создавать идеи».
___Современная наука учит, что нельзя смешивать психику животных с психикой человека, элементарное конкретное мышление первых с словесным, речевым абстрактным мышлением второго. Нельзя смешивать предысторию человеческого сознания, которая восходит к его животным предкам, с собственно сознанием людей, как продуктом социальной эволюций.
___Труд создал человека. С развитием труда возникла общественная жизнь и орудие общения людей—язык. Сознание в полном и точном смысле этого слова является свойством лишь человека: «сознание… с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Ф. Энгельс, развивая ту же мысль, писал, что с появлением органа труда, руки, шаг за шагом развивалась и голова, возникало и развивалось все более и более проясняющееся сознание, способность к абстракции и умозаключению.
___Не вызывает сомнения, что абстрактное мышление принадлежит только человеку. Поэтому, если рассматривать сознание в связи с развитием языка и абстрактного мышления, то становится совершенно ясно, что сознание — это специфически общественное явление. В пользу этого утверждения говорит и павловская идея второй сигнальной системы, как физиологической основы абстрактного мышления. Вторая сигнальная система возникла и сформировалась как система приобретенных, реакций на новый исключительно могучий объективный сигнал действительности — на слово.
___Слово же — это продукт совместной трудовой деятельности людей. «Человек, — говорил И. П. Павлов, — под давлением социальных отношений должен был создать себе возможность сношения с другими людьми, т. е. должен был создать слово». Следовательно, формирование физиологической основы человеческого мышления детерминировано социальными условиями. Слово как средство общения людей, выражения их мыслей, отражающих объективный мир, создало вторую сигнальную систему и принципиально изменило наше отношение к окружающей среде. Наряду с орудиями труда постепенно развилось и такое могучее средство воздействия человека на природу, как наука.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply