Философия сознания

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Философия сознания, по мнению Хоркхаймера и Адорно, сформулированному в книге «Диалектика Просвещения» — и в этом с ними полностью соглашается Хабермас, — исходит в понимании субъективности из двух принципиальных установок субъекта по отношению к миру объектов — установки познания (теоретической) и установки господства (практической). Атрибутами духа, как мы видим, выступают познание и целенаправленное действие, обе эти функции подчинены требованиям материального воспроизводства.
___Хабермас вслед за основателями франкфуртской школы выстраивает схему исторической эволюции философского знания, согласно которой философия сознания сменяет в Новое время доминировавшую до тех пор метафизику. Но и философия сознания должна уступить место в XX веке философии языка и опирающейся на язык коммуникативной рациональности. Эти переходы обусловлены опытом, который человечество закладывало в основу познания. На первом этапе знания основывались на опыте, источником которого были представления о внешнем мире — онтология. Затем на первый план в обосновании знания выступают его внутренние основания — разум, формируемый реальностью внутреннего опыта сознания. Это обусловило основной метод философии сознания — интроспекцию, рефлексию — и ее характерную монологичность. Если центральным представлением метафизики было представление о божестве, то в центр философии сознания встал сам человек. Исчерпанность этого мировоззрения стала очевидной, когда самому существованию человечества и его окружающей среды стала угрожать экспансио- нистсткая установка разума. Герменевтическая философия XX века, подчеркивает философ, высветила неразрывную связь разума с языком. Язык стал реальностью, которая помогла совершить переход к осознанию Другого, к интерсубъективности, к пониманию внутренней взаимосвязанности человечества в каждом своем действии. Лингвистический поворот, обусловивший переход от философии сознания к философии языка стал путем к преодолению философского кризиса, кризиса Просвещения. «Тем самым фокус исследования смещается от когнитивно-инструментальной к коммуникативной рациональности. Для него парадигматично не отношение обособленного субъекта к чему-то в объективном мире, что можно представить и чем можно манипулировать, а интерсубъективнаясвязь, которую устанавливают субъекты, обладающие языковой компетентностью и компетентностью действия, договариваясь о чем-то друг с другом».
___Помочь развести два типа рациональности Хабермасу помогает веберовская теория социального действия. На ее основе Хабермас развивает исходные положения собственной теории действия, согласно которой в символически и коммуникативно опосредованных интеракциях происходит разделение двух моментов — действий, направленных на взаимопонимание и взаимосогласование, и в продолжение этих коммуникативных актов — действия, направленные на целедостижение. Любое социальное, т.е. взаимное, действие содержит в себе коммуникативный момент. Вследствие этого Хабермас несколько модифицирует классификацию типов социального действия, данную Вебером.
___В первую очередь Хабермас аналитически разделяет социальное действие на два основополагающих типа — целерациональное действие и коммуникативное действие.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply