формы проявления диалектических закономерностей

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Чтобы быть диалектиком, умело применять диалектический метод, надо, кроме того, научиться вскрывать в вещах формы проявления диалектических закономерностей. Наука диалектика указывает лишь общий метод, но она не может заменить собой конкретных исследований диалектических закономерностей, их конкретных проявлений в действительности. Для того же, чтобы научиться этому, надо изучить логические приемы, способы воспроизведения в мышлении диалектики вещей. А способы эти также вырабатываются сначала стихийно, а затем сознательно обобщаются в диалектической логике.
___Итак, диалектическая логика, изучая диалектическое мышление, интересуется тем, какими способами, формами, средствами необходимо руководствоваться, чтобы можно было выразить, воспроизвести в мышлении диалектику объективно существующих вещей, В этом главная задача диалектической логики как части, раздела марксистско-ленинской философии.
___Как видно, диалектическая логика неотделима от диалектичеокого метода, представляющего собой осознанное использование положений диалектики в процессе познания. Это и понятно. Поскольку диалектическая логика есть учение о диалектическом мышлении, она тем самым есть теория высшей формы этого мышления. В. И. Ленин, много занимавшийся вопросами диалектической логики, не отделяет эту логику от диалектического метода. Это видно из следующего его высказывания, являющегося фундаментальным для всей науки диалектической логики: «Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении.,, В-З-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В 4-х, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов».
___В связи с требованием диалектической логики о конкретности истины встает вопрос о конкретности понятий, которыми оперирует диалектическое мышление. Так как это один из основных вопросов диалектической логики, остановимся на нем особо.
___В диалектической логике конкретным называется такое понятие, которое берется с учетом условий, места и времени, с учетом обстановки. Если в понятии отражается конкретная обстановка, в которой существует предмет, то такое понятие будет конкретным, в отличие от абстрактного, где обстановка места и времени не указывается. Конкретное понятие отражает поэтому предмет шире, полнее, чем понятие абстрактное.
___Конкретное понятие отличается, далее, тем, что, помимо общего, оно воплощает в себе особенное и единичное. Например, такое конкретное понятие, как понятие «материя» (в диалектическом материализме), предполагает наряду с общим свойством материи — быть объективной реальностью, также особенные и единичные формы проявления ее в действительности.
___В конкретных понятиях имеющиеся в вещах противоположности отражаются вместе, в единстве, а не раздельно, как это происходит в абстрактных понятиях. Например, абстрактное понятие свободы не включает в себя необходимости, абстрактное понятие причины не включает действия и т. д. В конкретных же понятиях свобода воплощает в себе необходимость, причина воплощает действие (нет свободы без необходимости, как нет причины без действия).
___Конкретное понятие не есть нечто застывшее, раз навсегда данное, оно также изменяется и развивается, переходя от одной, низшей ступени конкретизации к другой ступени, более высокой. Хорошей иллюстрацией этого является конкретизация марксистского понятия «диктатура пролетариата». Данное конкретное понятие впервые выработано Марксом и Энгельсом в середине 40-х годов XIX столетия и заключало в себе такой существенный признак, как быть организованным в господствующий класс пролетариатом. На опыте революций 1848—1852 годов это понятие было конкретизировано, в него был включен как необходимый признак ломка буржуазной государственной машины, на базе которой (ломки) только и возможно возникновение диктатуры пролетариата. Парижская коммуна позволила раскрыть форму диктатуры пролетариата, отличную от парламентской демократической республики. В. И. Ленин, обобщая опыт революционного движения в России, еще более конкретизировал понятие диктатуры пролетариата, открыв советскую власть как особую форму диктатуры пролетариата. Вторая мировая война 1939—1945 годов привела к возникновению стран народной демократии, особой, новой формы диктатуры пролетариата. На XX съезде КПСС понятие «диктатура пролетариата» еще более конкретизировалось — была установлена возможность мирного перехода к диктатуре пролетариата с использованием парламентских форм борьбы.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply