Харьковский коллегиум

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Образы Харьковского университета и Харьковского коллегиума сложные и многогранные. Большее ста лет существовал Харьковский коллегиум, двести лет исполнилось Харьковскому университету. Из этих лет трех десятилетия учреждения существовали параллельно, располагаясь в центре города, и известны примеры, когда профессора коллегиума переходили на службу в университет или работали параллельно в обоих учреждениях.
___Проблема, которая стала основанием этой статьи — ли существуют точки пересечения образов этих учреждений, созданных в обширной историографии ХIХ-ХХ столетий. В историографии как ХIХ, так и ХХ столетий, такие точки определялись, по крайней мере, велся их поиск.
___Прежде чем купить аляску мужскую куртку, следует подробно рассматривать эту позицию в историографии, кажется интересным остановиться на подходе противоположном, который заключается в кардинальном размежевании этих заведений, отрицании наличия точек соединения в их истории. Этот подход был характерным для советской историографии. В советское время сама проблема соотношения образов этих учреждений почти не ставилась. История коллегиума фактически не изучалась, а если коллегиум и упоминался, то как все церковное, с синонимами архаический или реакционный. Итак, первая методологическая посылка противопоставления этих учреждений основывалась на противопоставлении церковного и светского начал: Харьковский коллегиум — церковное заведение, Харьковский университет — светское. Вторая основа противопоставления состояла в том, что Харьковский университет связывали с традициями заимствованными, в то время как Харьковский коллегиум — это местные традиции, с элементом украинской национальной просветительской традиции. Для советской историографии было характерное и резкое размежевание XVIII и ХIХ столетий, в том числе и при изучении истории образования. XVIII столетие определялось как феодальное, ХIХ столетие — как переходный период к буржуазной эпохе.
___Методологическим принципом советской историографии были поиски прерывности, скачка, нового этапа, а не исследование переплавки традиций в тигле новых исторических обстоятельств. Поэтому поиск революции в системе образования привел к резкому водоразделу: XVIII столетие — это время с преимущественно церковной формой организации образования, и начало ХIХ столетия — период, когда происходило создание сети светских учебных заведений и университетов с их направленностью на науку и новые требования общества.
___Но насколько методология прерывности может быть эффективной при исследовании процессов духовной жизни, изменений образовательных форм, и насколько целесообразно ограничиваться поисками прерывности, игнорируя наследственность?
___Для того, чтобы проиллюстрировать конкретные результаты воплощения указанного подхода, можно вспомнить коллективную работу, написанную к 150-летию Харьковского университета. В первом разделе, который писал А.Г. Слюсарский, четко обнаруживается логика тогдашних исследований, характерная и для других обобщающих работ по истории образования. Открытие Харьковского университета связывалось с созданием сети университетов — Московского, Виленского, Казанского, Петербургского педагогического университета ( который создал выпускник и преподаватель Харьковского коллегиума Яков Толмачов), и делался вывод о том что «Открытие Харьковского университета не представляло собой чрезвычайного явления. Его создание было обусловлено всем ходом экономического развития страны». Это достаточно яркий пример применения марксистско-ленинской методологии при изучении явлений духовной культуры. Впрочем, А.Г. Слюсарский, известный исследователь Слободской Украины, не забыл Харьковский коллегиум, но свел его роль к одной фразе, «стал надежным источником студенческих кадров университета». В коллективной работе к 175-летию Харьковского университета, Харьковский коллегиум уже не вспоминали вообще.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply