___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов:
___Даже действия анархиста можно трактовать как правило «не следовать эксплицитным строгим нормам». Постмодернизм обращается к понятию правила (Л. Витгенштейн, Г. Райл, Дж. Сёрл, П. Уинч, и др.), но — как справедливо отмечает В. Волков — проблема заключается в том, что «правило может само играть совершенно разные роли в том, что называлось бы следованием этому правилу». Правилами могут служить предписания, правила могут выполнять функцию рецептов, применяющихся при обучении, правила могут следовать из самой игры и не нигде не фиксироваться. Четкое разведение понятий правил и норм в современной социологической теории отсутствует, в языковых комбинациях обыденной речи мы используем и то, и другое понятие в зависимости от контекста. Так, например, принято говорить о правилах правописания, а не о нормах, а законодательная база считается нормативной, а не правилосообразной.
___Для нас понятие нормы как правила более предпочтительно; это связано с традиционным (в противовес постмодернизму, заменяющему объяснение только описанием) формальноаналитическим исследованием нашего предмета (Л.Г. Ионин). Благодаря нормам социальные практики устойчивы и воспроизводимы, акторы предвидят социальные действия и взаимодействия других участников социальной практики и соответствующим образом выстраивают свое собственное поведение и деятельность. Социальные нормы упорядочивают социальные практики и регулируют социальные отношения акторов.
___Институционализация социальных норм ведет, с одной стороны, к обязательному следованию им со стороны акторов социальной практики, и, с другой стороны, придает практикам стабильный и постоянный характер. Однако закрепленные институционально социальные нормы лишены гибкости и мобильности, снижается их регулятивная функция и социальная эффективность, они перестают соответствовать потребностям и интересам самих акторов. Акторы имеют широкий спектр возможностей протеста (неявного, скрытого) против существующего порядка, т.е. акторы могут трансформировать, изменять существующие нормы (М. де Серто). Они являются одновременно и результатом, и условием социальных практик, актор одновременно и создает правила, и воспроизводит правила, которые являются условием их воспроизводства (Э. Гидденс). П. Бурдье вводит понятие габитуса как способности свободно воспроизводить на практике усвоенные схемы действия. Практика, понимаемая П. Бурдье как «все то, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире»1, имеет двойное основание (структурирование): с одной стороны, существуют объективные структуры, воздействующие на практики; с другой стороны, социальные агенты (акторы) могут оказывать влияние на социальную действительность через практики, трансформируя структуры.
___В целом, одной из исходных характеристик социальных практик являются нормы, благодаря которым социальные практики упорядочены и воспроизводятся. Акторы, с одной стороны, в социальных практиках руководствуются социальными нормами, с другой стороны, могут их трансформировать в соответствие со своими интересами и потребностями.
___Процесс изменения социальных практик может быть эволюционным и революционным. Эволюционный путь изменения социальных практик — это их постепенная структурная реорганизация во времени, в результате которой могут возникать принципиально новые виды практик, качественно отличающиеся от базовых. Революционное изменение — это качественное изменение социальных практик, сопряженное с разрывом с предыдущими видами практик. Так, социальная практика высшего образования в России в начале XXI в. претерпевает серьезные изменения, связанные с переходом на качественно новую систему профессионального воспроизводства. В самом общем виде изменение этой социальной практики можно охарактеризовать следующим образом: по характеру — изменения революционные, по способу — заимствование, инициатором выступает государство — «изменение сверху».
___Для нас понятие нормы как правила более предпочтительно; это связано с традиционным (в противовес постмодернизму, заменяющему объяснение только описанием) формальноаналитическим исследованием нашего предмета (Л.Г. Ионин). Благодаря нормам социальные практики устойчивы и воспроизводимы, акторы предвидят социальные действия и взаимодействия других участников социальной практики и соответствующим образом выстраивают свое собственное поведение и деятельность. Социальные нормы упорядочивают социальные практики и регулируют социальные отношения акторов.
___Институционализация социальных норм ведет, с одной стороны, к обязательному следованию им со стороны акторов социальной практики, и, с другой стороны, придает практикам стабильный и постоянный характер. Однако закрепленные институционально социальные нормы лишены гибкости и мобильности, снижается их регулятивная функция и социальная эффективность, они перестают соответствовать потребностям и интересам самих акторов. Акторы имеют широкий спектр возможностей протеста (неявного, скрытого) против существующего порядка, т.е. акторы могут трансформировать, изменять существующие нормы (М. де Серто). Они являются одновременно и результатом, и условием социальных практик, актор одновременно и создает правила, и воспроизводит правила, которые являются условием их воспроизводства (Э. Гидденс). П. Бурдье вводит понятие габитуса как способности свободно воспроизводить на практике усвоенные схемы действия. Практика, понимаемая П. Бурдье как «все то, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире»1, имеет двойное основание (структурирование): с одной стороны, существуют объективные структуры, воздействующие на практики; с другой стороны, социальные агенты (акторы) могут оказывать влияние на социальную действительность через практики, трансформируя структуры.
___В целом, одной из исходных характеристик социальных практик являются нормы, благодаря которым социальные практики упорядочены и воспроизводятся. Акторы, с одной стороны, в социальных практиках руководствуются социальными нормами, с другой стороны, могут их трансформировать в соответствие со своими интересами и потребностями.
___Процесс изменения социальных практик может быть эволюционным и революционным. Эволюционный путь изменения социальных практик — это их постепенная структурная реорганизация во времени, в результате которой могут возникать принципиально новые виды практик, качественно отличающиеся от базовых. Революционное изменение — это качественное изменение социальных практик, сопряженное с разрывом с предыдущими видами практик. Так, социальная практика высшего образования в России в начале XXI в. претерпевает серьезные изменения, связанные с переходом на качественно новую систему профессионального воспроизводства. В самом общем виде изменение этой социальной практики можно охарактеризовать следующим образом: по характеру — изменения революционные, по способу — заимствование, инициатором выступает государство — «изменение сверху».
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
More from my site
:::