исходные положения гегелевской философии

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Как ни фантастичны, ни искусственны эти исходные положения гегелевской философии, они тем не менее наполняются Гегелем отнюдь не надуманным, а реальным содержанием, в особенности тогда, когда речь идет о развитии, о диалектике процесса познания, о взаимосвязи и диалектическом взаимопроникновении категорий и т. д. Абсолютизируя и тем самым мистифицируя мышление, Гегель тем не менее вскрывает действительные закономерности процесса познания, в которых отражаются (и это угадывается Гегелем, как подчеркивает Ленин) объективные диалектические закономерности всего существующего. В рамках данной работы нет необходимости специально рассматривать философию Гегеля, мы остановимся лишь на понятии отчуждения, которое занимает в гегелевском учении центральное место. Отчуждением, с точки зрения Гегеля, является всякое отношение мышления к тому, что непосредственно не является мышлением, но представляет собой, по Гегелю, объективацию мышления, его инобытие. Так как принцип тождества мышления и бытия составляет исходное положение и конечный вывод системы Гегеля, то понятие отчуждения выражает диалектический характер тождества, а именно тождество противоположностей. Поскольку природа и общество в их специфических формах существования отличаются от мышления («абсолютной идеи»), постольку они представляют собой отчужденные формы ее бытия.
___В понятии отчуждения, она выражается, следовательно, гегелевское идеалистическое решение основного философского вопроса: духовное первично, но оно не существует без своего антипода, своей противоположности, которая, однако, не обладает самостоятельным, независимым бытием, а есть лишь отчуждение этого духовного. Это отчуждение есть необходимая, непреходящая форма самодеятельности, самопознания «абсолютной идеи»; оно, следовательно, составляет ее способ существования. В этом смысле Гегель говорит, что «дух есть дух лишь будучи опосредствован природой» К Развитие природы и общества дает нам, согласно Гегелю, иерархию форм отчуждения, причем переход от неживого к живому, от природы к обществу, развитие духовной жизни общества означает постепенное преодоление отчуждения, которое полностью снимается в лоне «абсолютной идей», поскольку она постигает все свое содержание и тем самым духовный характер всего существующего.
___Понятие отчуждения Гегель разрабатывает в трех основных аспектах: онтологическом, гносеологическом и философско-историческом. В «Логике», согласно Гегелю, речь идет об «абсолютной идее» в чистой стихии мышления, «в себе и для себя». Здесь предметом мышления является само мышление, поэтому в сфере логики нет места отчуждению. Однако «абсолютная идея» не существует вне природы. «Но эта идея, обладающая бытием, есть природа». Таким образом, философия природы представляет собой, согласно Гегелю, учение об инобытии, или отчуждении «абсолютной идеи».
___«В природе,— пишет Гегель,— мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме отчуждения, внешнего обнаружения, точно так же, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе а для себя. Природа есть отрицание «абсолютной идеи», но это отрицание носит диалектический характер, т. е. вбирает в себя то, что подвергается отрицанию. Поэтому, говорит Гегель, природа и влечет нас к себе (ибо дух чувствует свое присутствие в ней), и вместе с тем «она нас отталкивает как нечто чуждое, в котором наш дух не находит себя».
___Как и все идеалисты, Гегель вынужден выводить природу из Духа. Но «абсолютная идея», по Гегелю, не предшествует природе во времени, она, так сказать, выше ее по рангу, поскольку она составляет сущность природы. Такой постановкой допроса Гегель пытается преодолеть явную несостоятельность христианского учения о сотворении мира, учения, допускающего существование доприродного божественного существа, которое якобы создает мир из ничего. Гегель, не отвергая полностью этого христианского догмата, перерабатывает его в духе своей системы, согласно которой «абсолютная идея» не существует вне своего отчуждения. Поэтому сотворение мира у Гегеля, .примерно так же как у неоплатоников, оказывается непрерывным процессом, с той лишь разницей (весьма существенной, конечно), что творческая сила находится не вне природы, а в ней самой. «Мир,— говорит Гегель,— сотворен, сотворяется теперь и был вечно сотворен; эта вечность выступает перед нами в форме сохранения мира»3. Гегель, следова* тельно, пытается подчинить христианское учение о сотворении мира теории развития, которая понимается им как последовательный ряд отчуждений «абсолютной идеи», выступающих в природе в форме механических, физических и, наконец, органических процессов. На этой последней ступени речь идет уже о переходе от неживого к живому, в котором Гегель видит завершение природного процесса. «Дух выходит таким образом из природы»4. Это не значит, конечно, что духовное возникает в природе: «абсолютная идея» как бы проходит сквозь строй природных вещей и выступает уже как «абсолютный дух», т. е. человечество.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply