Историографическая традиция

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Такой подход можно встретить не только в 1950-80-е годы. В 2000 году профессор Московского университета Л.П. Лаптева характеризовала Харьковский коллегиум как такой, что «по направлению и структуре был учебным заведением архаического типа», и не может считаться фундаментом для создания Харьковского университета.
___Теперь перейдем к историографии, которая характеризуется активным исследованием точек пересечения образов этих учреждений. При чем, поиски пересечения этих образов не были целью историков, а вытекали из методологического подхода к изучению явлений культуры и образования. Историографическая традиция начала ХХ столетия состояла в том, что проблема создания Харьковского университета непременно рассматривалась в тесной связи с огромной просветительской деятельностью, которую осуществлял Харьковский коллегиум в XVIII веке, и которая стала подготовкой к учреждению университета. Не случайно большинство исследований, посвященных истории Харьковского университета, начинались с очерка по истории Харьковского коллегиума. Прежде всего следует назвать фундаментальное исследование Д.И. Багалея «Опыт истории Харьковского университета» и коллективную монографию по истории Харьковского университета, созданную по случаю его 100-летия.
___Исследователи истории церкви также рисовали образ Харьковского коллегиума тесно связанным с историей Харьковского университета. Заслуженный профессор Харьковского университета по кафедре истории церкви А.С. Лебедев, специально изучавший как историю коллегиума, так и историю университета, а также различные аспекты мировоззрения и духовной культуры жителей Слободской Украины, сделал вывод о том, что коллегиум создал почву для учреждения в Харькове университета, «был первой страницей в истории Харьковского университета». Близкая позиция была и у профессора Т.И. Буткевича, а также ряда священников, которые занималось изучением истории церковной жизни и делали это на достаточно профессиональном уровне (Д. Федоровский, Е. Стеллецкий, П. Солнцев).
___Можно обнаружить и те точки пересечения образов Харьковского университета и Харьковского коллегиума, которые были очерчены в работах названных исследователей. Безусловно, в них имеются конкретные факты тесного сотрудничества этих заведений. Например, коллегиум передал 20 студентов при учреждении университета, которые прекрасно знали латинский и прочие языки, в частности, немецкий, и могли слушать лекции профессоров-иностранцев, которые русского языка не знали. Отмечалось сотрудничество преподавателей коллегиума и университета в написании учебников и пособий для студентов обоих учреждений.
___Характерно, что названные авторы определяли и исследовали культурную почву, созданную Харьковским коллегиумом, без чего, по их убеждению, университет не мог быть основан и успешно развиваться уже в первые десятилетия. Мы наблюдаем определенный культурологический подход к истории этих учреждений, который приводил к выявлению общих элементов образов. Назовем их. Это литературная и научная деятельность Харьковского коллегиума, которая была продолжена Харьковским университетом. Г.С. Сковорода и круг его окружения которые были носителями просветительских идей в Слободской Украине. Исследования касались и проблемы культурно-просветительской деятельности коллегиума в регионе в широком ее понимании (учреждение школ, пансионов, библиотек, возрастание числа просвещенных людей, появление культурнопросветительских кружков), знакомство широких кругов общественности с передовыми достижениями науки и культуры.
___Итак, исследователи начала ХХ столетия строили образы Харьковского коллегиума и Харьковского университета, не разделяя их стеной. Это было обусловлено методологическими принципами того времени. Обобщающий вывод наследственности духовного и светского образования находим, в частности, у П.М. Милюкова: «Духовная школа столетия стояла прочнее светской, — это видно из тех постоянных заимствований, которые делает у нее светская школа… Духовная школа оказала светской ряд незаменимых услуг». П.М. Милюков отметил и услуги коллегиума университету.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply