Карташев

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Как видим, первоначально роль ученых старцев в культурном мире Москвы была более всего связана с Печатным двором и книжной справой. Карташев называет Епифания «живой академией православных наук», однако об основании настоящей академии ни на царском, ни а патриаршем дворе еще не помышляли. В Чудовом монастыре под началом того же Епифания монахов обучали для нужд Печатного двора греческому и латинскому языкам. Но интерес к источникам киевской учености, к систематическому образованию, был заметен лишь у окольничего царского двора Федора Михайловича Ртищева и его ближайшего окружения. Именно ему, по всей вероятности, и принадлежит попытка открыть школу с привлечением приезжих монахов из юго-западных земель.
___Историки XIX в. (Брайловский, Каптерев и др.) считают, что школа, где преподавали малоросские учителя, была открыта Ртищевым в Андреевском монастыре4. Харлампович полагает, что в этом монастыре после 1649 года поселились до 25 насельников из южнорусских и западнорусских монахов, попавших туда случайно. Имели ли они «культурнопросветительскую миссию» или нет, занимались ли переводами — исследователь документально подтвердить не может. Документы, которые приводит Харлампович, известны и другим историкам. Это протокольная запись заявления чернеца Саула окольничему А. Милославскому, по которому было проведено расследование. В документе называются три человека (Лука Голосов, Иван Засецкий и дьячок Благовещенского собора Константин Иванов), которые обсуждали еретическое учение «у киевлян» самого Ртищева и Бориса Ивановича Морозова. Расследование показало, во- первых, что сам Ртищев учился у киевлян «греческой грамоте; во-вторых, что Лука учился у киевлян нехотя, ради того, что «манит» Ртищеву, «боясь его», однако сам видит в учении «еретичество». Но оказалось, что есть еще «Перфилка Зеркальников да Иван Озеров», которые отправились доучиваться в Киев и проезжую грамоту «промыслил» им Ртищев1. Харлам- пович не берется точно утверждать, что школа была открыта в Андреевском монастыре. Он приводит свидетельство о том, что Ртищев в 1655 г. взял из Вильно иеромонаха виленского духовного монастыря Варлаама, который жил два года и в Москве, и в монастыре «учил малых детей польской и латинской грамоте, пока не был отпущен по своему челобитью домой». Историк делает заключение на основании анализа «Жития Федора Ртищева», что тот «только радел об устроении в андреевском монастыре школы свободных наук, но… в совершение своего плана не привел…» Учение же у киевлян имело место, и сам Ртищев, и другие москвичи обучались, но не обязательно происходило это в Андреевском монастыре3. В остальной литературе по этому вопросу утвердилось мнение, что школа в Андреевском монастыре все же была. Однако для нашей темы важно, что киевские ученые монахи не зависимо от того происходило ли это в школе Андреевского монастыря или в Москве, в доме Ртищева, участвовали в процессе обучения языкам. Уроки у них брали не только любопытствующие и охочие до наук Ф.М. Ртищев, Б.И. Морозов и другие, кто «жаловал киевлян», но и молодые люди и дети. Карташев сделал на этом основании оптимистический вывод: «встреча киевской школьности с московской бесшкольностью» вызвала «острое интеллектуальное и духовное брожение». Пример же Зеркальникова и Озерова дал ему основание утверждать, что «умственно любознательная молодежь» пожелала «повидать другой школьный мир»4, имея в виду Киево-Могилянскую академию.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply