Кибернетика и синергетика

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Продавать-Много.РФ».
___Любая цивилизация сильна культурой труда, умением работать. В основе их лежит научное (не умозрительно-догматическое, а проистекающее из опыта человечества) мировоззрение, непрерывное обновление знаний. Десятилетия тоталитарного единомыслия и застоя, а также невостребованности знаний и уравниловка отучили подавляющую часть советских людей мыслить и работать, а руководителей — принимать компетентные решения. Поэтому экономическая реформа в стране и духовное возрождение общества идут крайне медленно.
___В то же время человечество в лице множества развитых стран стремительно меняет свой социальный облик. В эпоху НТР этому способствует величайший по глубине процесс бурного развития науки. Происходит пересмотр кардинальных научных концепций, расширяющий границы нашего познания. Кибернетика и синергетика позволили глубже и по-иному осмыслить процессы самоорганизации материи и ее ноосферы. Возрастание динамизма социальных процессов и их эволюция, крушение коммунистической идеологии и выход передовых стран в качественно новую цивилизацию требуют объяснений, философских обобщений и новых мировоззренческих ориентиров.
___Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информации, достигшая таких масштабов, каких не могли себе даже представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привести к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации — эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и «неслыханных возможностей» феномена управления. Именно информация, управление и организация, как могучие локомотивы прогресса, умчали развитые страны в новую цивилизацию. Этот переход начался в 60-х н завершился (для этих стран) к середине 80-х годов, совпав по времени с годами «застоя» у нас. Теперь мы оказались уже в глубоком социально-экономическом тупике. И одна из причин этого — догматическое, оторванное от науки и социальной практики заскорузлое мировоззрение. Вспомнив булгаковское «разруха не в клозетах, а в головах», обратим свой взгляд на сегодняшнее состояние нашей философии.
___Застой в философской науке. Сегодняшнее состояние нашей философской науки можно охарактеризовать одним словом — стагнация. Она является следствием длительной антиинтеллектуальной атмосферы, воцарившейся в обществе в после ленинский период и ярко обрисованной во «Введении в философию». Уже в середине 20-х годов, особенно после высылки из страны целой группы видных философов, таких, как И. А. Ильин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков и другие, философия лишилась жизненно необходимой для ее развития свободы дискуссий. Философия стала рассматриваться не как область культуры, а как всего лишь форма выражения классовых интересов, как идеология правящего класса. При И. В. Сталине принцип партийность философии был перенесен вообще на науку и превращен в средство политических обвинений и дискредитации не только честных ученых, но и целых научных направлений — кибернетики, генетики и др. В сферу философии пришли недостаточно образованные, а порой и просто малограмотные люди, превратившие философию в идеологическую дубину, с помощью которой вершился разгром философской мысли, велась борьба с островками независимых теоретических исканий… Черное крыло репрессий, колесница смерти и убийств подмяли под себя философскую мысль». Именно тогда, только зарождающаяся кибернетика и синергетика явила миру абсолютно революционный автополив домашних цветов, который производится до сих пор.
___В целом 20…30-е годы стали годами комментаторства работ классиков (включая Сталина, роль которого все возвеличивалась) и решений партии. Были и позитивные работы по истории философии, отдельные успехи в разработке методологии частых наук, в углублении теории отражения. Однако при этом реализовывался относительно простой уровень интерпретации философии — абстрактно-всеобщий, основанный на понятиях материи вообще и ее развития «от простого к сложному» (без раскрытия внутренних механизмов самоорганизации, ускорения темпов), .законов диалектики вообще и т.п. Марксизм утвердился как парадигма на все времена. Наряду с этим в социальной жизни общества, в экономике, культуре, морали, да и в международном рабочем движении накапливались все более серьезные проблемы и противоречия. Философия была лишена возможности проводить объективный анализ существующей социальной практики, формулировать рекомендации по корректировке курса. И в теоретическом плане за все эти годы «советская философская мысль не выдвинула ни одной крупной идеи, которая сыграла бы революционизирующую роль в развитии естественных, технических и общественных наук». Остались неразработанными целые пласты проблем, весьма актуальных как в научном, так и практическом планах. А именно: самоорганизации материи и социума; механизм ускорения темпов прогресса; диалектика скачков и макродинамика процессов развития; нелинейность реальных процессов, являющаяся всеобщей закономерностью; и т.д.
___Кибернетика и синергетика, внесшие наибольший концептуальный вклад в современное миропонимание, еще не вплетены должным образом в ткань материалистической диалектики. В учебниках не излагается сущность важнейших философских и социальных феноменов — управления, организации и информации, не говоря уже об энтропии. Информация до сих пор не признана философской категорией. А ведь информация и энтропия сегодня стали основополагающими понятиями теории самоорганизации и теории развития. И, наконец, новый уровень, которого достигли естествознание и социальный опыт, позволяет выявить не только неадекватность социально-экономических постулатов и прогнозов марксизма, но и принципиальную ошибочность ряда «диаматовских» стереотипов мышления, таких, например, как «раскручивающаяся вверх» спираль развития (это повторено и в Философском словаре, вышедшем в 1991 г.), или утверждение о том, что «каждая из основных форм движения материи развивается исключительно на базе своих внутренних противоречий». Подобные стереотипы и суждения завершаются парадоксальным выводом о том, что «три основных закона диалектики необходимы и достаточны для универсальной теории развития» и что они «замкнули круг процесса познания» [3]. Тиражированные в философских книгах, учебниках и словарях, ошибочные концепции продолжают жить, не подвергаясь серьезному обсуждению, критике и элиминации. Все это показывает, насколько неблагополучным и сложным оказались в целим искажение в нашей философии к началу перестройки, насколько назрела необходимость перестройки в самой философии. Прошло 9 лет, реальных результатов перестройки и а этой области пока не видно.
___Интегральным результатом десятилетий застоя философской науки в кашей стране явилось то, что огромный научно-технический потенциал современной НТР остался по существу мировоззренчески не освоенным. Он не стал достоянием массового сознания, не трансформировался в методологию деятельности масс, в практику. На рис. 1 показана динамика роста объема информации, которая ныне вздваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена Маркса. А концептуальный аппарат философии, излагаемый в учебниках (даже изданных в 1988-1989 гг.), зиждется в основном на знаниях.
___Отсюда и наше экономическое мышление на уровне утопий XIX в., и сама экономика, застрявшая где-то в середине «индустриальной эпохи», на экстенсивных технологиях производства. Степень неподготовленности нашего общества для осуществления широкомасштабной информатизации просто удручает. Причин здесь много, и задача скорейшего их устранения должна стать государственной программой, если мы хотим войти в ряд цивилизованных стран. Для этого в первую очередь необходимо понимание значения информации, информационных технологий (ИТ) и новых знаний для ускорения прогресса (нужны новые мировоззренческие ориентиры). Это — одна из задач настоящей публикации. Главная из них — «разбудить» философов, призвать их (в новых условиях полной свободы творчества) к освоению огромного массива новых знаний.
___Сказанное выше свидетельствует о настоятельной необходимости новой формы (нового уровня) материалистической диалектики, соответствующей новым реалиям XX в. и объективным потребностям развития. Попытка такого «прорыва», предпринятая автором в начале 70-х годов, вылилась в 20-летние системные исследования актуальных проблем «на стыках» между философией и точными нахами, приведшие к выдвижению и обоснованию ряда новых философских концепций.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply