Классовая структура социалистического общества

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Социально-классовые различия — это прежде всего различия между людьми по их месту в системе производственных отношений (по отношению к средствам производства, в отношениях друг к другу в процессе производства, в распределении), а отсюда — по месту во всей совокупности общественных отношений: политических, идеологических, культурных, семейных, бытовых. Словом, это есть социальная неодинаковость, неоднородность положения людей в производственных и всех общественных отношениях. Такая социальная неодинаковость проявилась в социальном, классовом неравенстве между людьми.
___В чем коренная причина возникновения в человеческом обществе социальных, классовых различий? В том, что на определенном этапе развития общества появилась частная собственность на средства производства, приведшая к расколу общества на антагонистические классы, к возникновению и углублению социальной противоположности между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда.
___Для всех способов производства, основанных на частной собственности на средства производства, оставались характерными: усиливающийся по мере развития эксплуататорского общества антагонизм между изменяющимися производительными силами и сохраняющимися формами производственных отношений; неодинаковость, диспропорции, противоположность в развитии разных частей самих производительных сил ,(в городе и деревне, в промышленности и сельском хозяйстве, в областях умственного и физического труда); соответствующие диспропорции, противоположности между разными формами производственных отношений, что находит выражение в наличии в каждом частнособственническом обществе разных укладов производственных отношений (наряду с господствующим и определяющим лицо общества главным укладом).
___Вся эта сложная, многообразная антагонистичность отношений внутри различных способов производства, основанных на частной собственности, породила пестроту, многообразность социально-классовых различий и противоположностей антагонистического общества. Перечислим их.
___Это противоположность и различия между общественными классами, характеризуемыми основными признаками, перечисленными в известном ленинском определении классов. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы— это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» 1.
___Это социальные различия и противоречия между людьми умственного и физического труда, заключающиеся в образовании в антагонистическом обществе социальной прослойки интеллигенции и служащих.
___Это социальная противоположность и различия между городом и деревней: по уровню развития производительных сил и характеру труда, образованию и культуре, степени благосостояния населения, бытовым условиям. Общественные группы, находящиеся в деревне, социально отличаются от однородных общественных групп, находящихся в городе.
___Это социальные внутриклассовые различия, свойственные определенным частям общественных классов, а также различия внутри интеллигенции и служащих. В рабочем классе при капитализме существует резервная армия безработных, а с другой стороны — верхушечная бюрократическая прослойка* Рабочие разделяются на категории неквалифицированных, полуквалифицированных и квалифицированных, на городской и сельский пролетариат. В крестьянстве выделяются группы мелких, средних и крупных крестьян-кулаков. Внутри интеллигенции имеются группы, сросшиеся с буржуазией, а с другой стороны, все большая часть интеллигентов и служащих оказывается в условиях, сходных с положением рабочих.
___Нужно иметь в виду, что классовые и социальные различия — понятия не однозначные. Обычно термин «социальные различия» употребляется в трех значениях: как собирательное понятие, охватывающее все классовые, внутриклассовые и социальные различия; как обозначение различий социального неравенства, не ведущих к образованию общественных классов, а находящих выражение в наличии слоя интеллигенции и служащих (социальные различия между людьми умственного и физического труда), в различиях между городом и деревней; как обозначение внутриклассовых различий, различий внутри слоя интеллигенции и служащих. В этом тройственном употреблении термина «социальные различия», естественно, заключается определенные неудобства и трудности. Видимо, различия внутри классов целесообразно прямо обозначать как внутриклассовые различия, а за термином «социальные различия» оставить собственное понятие различий между городом и. деревней, между людьми умственного и физического труда.
___При анализе различий между группами людей, унаследованных от антагонистического общества, приходится говорить не только о классовых различиях, а о классовых и социальных различиях вместе, имея в виду сложную картину социального неравенства между общественными классами, между ними и слоем интеллигенции и служащих, между городом и деревней, неравенства между группами внутри общественных классов. Речь идет, следовательно, о всей совокупности социально-классовых различий.
___Поэтому нам представляется, что и социологам, и экономистам, и статистикам нужно одновременно давать картину не только классового деления общества, как это до сих пор принято в нашей литературе, а всю полную картину социально-классовой структуры общества. Ома должна включать ряд делений. Во-первых, деление всего населения на классы и социальный слой интеллигенции. Во-вторых, одновременное выделение внутри каждого’ из этих классов и слоев социально отличающихся друг от друга групп- людей. В-третьих, разделение этих классов и социальных слоев на ту часть населения, которая находится в городе, и на сельскую часть населения, отличающихся друг от друга (таблица такой социально-классовой структуры советского общества дается ниже).
___В условиях социализма социально-классовые различия имеют важнейшие особенности, принципиально отличающие их от подобных различий в антагонистических формациях. Коммунистическая общественно-экономическая формация, взятая в целом, в совокупности двух ее фаз, с социальной точки зрения характеризуется тем, что в ней ликвидирован сам источник раскола на антагонистические классы, на социально неравные группы — частная собственность на средства производства. В результате этого коммунистическая формация в целом является формацией бесклассовой, но — ив этом самое главное, самое существенное для различения внутри этой формации двух ее фаз — в такой мере бесклассовой и социально однородной на первой фазе, в какой это конкретно позволяет в каждой стране степень развития ее экономики и зрелость общественных отношений.
___Классовая структура социалистического общества объясняется не тем, что социализм и социальные преобразования породили разделение общества на рабочих, крестьян и интеллигенцию. В данном случае мы имеем дело с остатками старого разделения труда, которое появилось задолго до социализма. Социализм ликвидирует главную черту классов в собственном смысле слова — антагонизм по отношению к средствам производства и вытекающую отсюда эксплуатацию человека человеком. В меру существующего уровня экономики и зрелости общественных отношений он намного уменьшает, сглаживает, частично устраняет другие социально-классовые различия (связанные с разным характером труда, с разной ролью в его общественной организации, в получаемых доходах, условиях жизни, быта, в образовательной и культурно-технической подготовке, в сознании, общественной психологии).
___Вместе с тем при социализме, в условиях построения первой фазы коммунизма, сохраняются существенные различия между рабочим классом и крестьянством, между людьми умственного и физического труда. Однако классы рабочих и крестьян и социальный слой интеллигенции коренным образом отличаются от этих же классов и слоев в капиталистическом обществе. В условиях социализма члены всех этих групп становятся социалистическими тружениками, связанными с общественной собственностью, совместными хозяевами страны, между ними утверждаются отношения дружбы, взаимопомо* щи, сотрудничества. Такая качественная однотипность групп трудящихся при социализме является первейшим условием, на основе которого в процессе построения коммунизма происходит стирание социально-классовых различий между ними.
___В той мере, в какой социализм по степени развития экономики и зрелости общественных отношений приближается к фазе коммунизма, он устраняет социально-классовые различия, а в той мере, в какой он еще по этим чертам отличается от коммунизма, обусловливает сохранение определенных классовых и социальных различий.
___Отсюда объем и состав сохраняющихся при социализме социально-классовых различий, а следовательно, сохраняющихся признаков, черт классов и слоев определяется существующим в определенных социалистических странах уровнем развития производительных сил и зрелостью общественных отношений.
___Например, в СССР после победы социалистической рево-‘ люции был значительный разрыв между профессиональной деятельностью рабочих и деятельностью представителей умственного труда, между общеобразовательным и культурно- техническим уровнем той и другой группы. Другими чертами характеризуется в период социализма рабочий класс в Чехословакии и в ГДР, где в деятельности рабочих в сравниваемые этапы социалистического строительства больше сочетания физического труда с элементами умственного, выше его образовательная, культурно-техническая подготовка. В результате этого нельзя сказать, что при социализме для рабочего класса любой страны обязательной классовой чертой является только или преимущественно физический труд рабочих с относительно невысокой его квалификационно-профессиональной, образовательной подготовкой.
___Вовсе не всегда обязательно сохранение при социализме, до его полной и окончательной победы, классовых различий между рабочими и крестьянами, обусловленных двумя формами социалистической собственности. В стране, встающей на путь социализма, уровень развития производительных сил в промышленности и в сельском хозяйстве может быть столь высоким, что он позволит более или менее одновременно ввести общенародную, государственную форму социалистической собственности и в городе и в деревне.
___Остатки классовых различий и, следовательно, сохранение и наличие того или иного класса и слоя при социализме определяются теми конкретными производительными силами и прозводственными отношениями, которые существуют в данной стране.
___В СССР в настоящее время социально-классовые различия рключают четыре основных вида: 1) классовые различия между рабочим классом и колхозным крестьянством, вытекающие из наличия двух форм социалистической собственности; 2) социальные различия между людьми преимущественно физического труда (рабочими и крестьянами) и людьми преимущественно умственного труда (интеллигенцией); 3) социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом (городскими рабочими и интеллигентами) и деревней (крестьянами, сельскими рабочими и интеллигентами): по уровню развития производительных сил и характеру труда, формам производственных отношений, образованию и культуре, бытовым условиям, степени благосостояния населения; 4) социальные различия внутри рабочего класса и колхозного крестьянства (внутриклассовые различия), внутри интеллигенции и служащих, в составе тружеников города и деревни. Они заключаются в том, например, что одни группы рабочих еще существенно отличаются от других по характеру труда, уровню квалификации, образовательной и культурно-технической подготовке, условиям жизни. Такие же различия существуют внутри колхозного крестьянства. Продолжает сохранять немаловажное значение разделение на рабочих города и деревни, на городскую и сельскую интеллигенцию.
___Если классовые и социальные различия выражают неодинаковое, неоднородное, неравное положение людей в системе .производственных и других общественных отношений, внутри способа производства, то социальная однородность, которая утвердится в коммунистическом обществе, — это социально одинаковое, равное положение людей, в системе производственных отношений, прежде всего полностью одинаковое отношение к средствам производства. Как говорится в Программе КПСС, «при коммунизме все люди будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам производства, равные условия труда и распределения и активно участвовать в управлении общественными делами». Такое социально однородное положение людей в системе общественных отношений означает отсутствие между ними любых форм социального неравенства, наличие полного социального равенства всех членов коммунистического общества.
___Социальная однородность общества, об установлении которой мечтали лучшие, наиболее прогрессивные умы человечества, не означает однообразия, унификации самих людей, как это клеветнически пытается изобразить антикоммунистическая пропаганда. Полное социальное равенство ведет не к стиранию индивидуальностей людей, а ко все большему многообразию и всестороннему развитию человеческой личности. Ведь социальная однородность означает только одно: предоставление обществом каждому человеку равных социальных возможностей для всестороннего и гармоничного развития его личности. А раз каждая личность в своем индивидуальном развитии не будет испытывать влияния, которое ныне оказывает на нее положение в определенном общественном классе, социальной группе, в городе или в деревне, то естественно, что свободное развитие каждой личности приведет к такому богатству индивидуальностей, которого еще не знало человеческое общество. «Коммунизм,— говорится в Программе КПСС,— это строй, где расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека».
___Важным шагом на пути к социально однородному обществу является создание социально-политического и идейного единства народа. Это единство складывается с победой социализма, в результате того, что ликвидируются эксплуататорские классы, общество начинает состоять только из социалистических групп трудящихся: рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции. Это различающиеся друг от друга группы трудящихся, но их объединяет главное: общность двух форм социалистической собственности; общность форм их взаимоотношений в процессе производства и во всей общественной жизни. Общность коренных социальных интересов рабочих, крестьян, интеллигенции обусловливает их политическое единство в социалистическом государстве, объединение наиболее сознательных трудящихся в коммунистической партии и ведет к единству мировоззрения, к единству цели — построению коммунизма.
___Это есть социально-политическое и идейное единство социально неоднородного еще советского народа. Если выразить данную ступень единства в терминах диалектики, оно выступает как единство различного; различающихся классов и групп трудящихся.
___Иное дело — социальное и идейное единство народа на высшей ступени, в условиях социальной однородности общества. Такое единство базируется не только на общности коренных интересов социальных групп Трудящихся, а на полностью социально одинаковом положении трудящихся в обществе, на общности всех их социальных интересов.
___Таким образом, социально-политическое, идейное единство народа и социальная однородность общества — явления глубоко взаимосвязанные. Социально-политическое и идейное единство народа складывается на базе общности коренных интересов групп трудящихся еще задолго до того, как общество становится бесклассовым. По мере перехода от социализма к коммунизму, то есть по мере перерастания социально неоднородного общества в социально однородное происходит всё большее укрепление на новой базе социально-политического и идейного единства народа.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply