___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов:
___Со времён Платона вовсю уже обсуждали, что такое мировая душа. Но вот что интересно. Как бы ни трактовалась эта мировая душа (а она активно трактуется, начиная с Платона, у Кузанского, у Бруно и так далее вплоть до Шеллинга, который первые свои натурфилософские работы посвятил тому, что представляет собой мировая душа — а это душа мира, душа Вселенной), при всём разнообразии трактовки мировой души все философы до Гегеля сходились в одном пункте — в том, что душа есть некоторый субъект, а всё остальное является производным, результатом объективации этой мировой души, всё остальное есть предикат этой мировой души. Во всей исторической тенденции трактовки природы души впервые только Гегель выступает и говорит, что мировая душа вовсе не является субъектом. Ужасное расхождение и притом величайшей важности для нас с точки зрения материализма. Это расхождение — отнюдь не случайность для Гегеля и отнюдь не второстепенно, ибо расхождение это касается понимания природы самого всеобщего.
___Пока рассматривали мировую душу как субъект, она с необходимостью трактовалась как абстракция всеобщего. Отсюда происходили все остальные представления: есть мировая душа, она — действующая, она — causa sui, она — производящая природа, а всё остальное — сотворенная природа и так далее. Natura naturans — это как раз приписывалось мировой душе и так далее. Что делает Гегель? Гегель отказывает этой мировой душе в определении субъекта именно потому, что мировая душа как субъект не существует, она существует как таковая лишь в субъективном представлении. Что же на самом деле представляет собой душа? Душа, по Гегелю, является действительной только тогда, когда она существует в форме субъективности, значит, в форме субъективного человеческого духа. На эту сторону гегелевской философии, к сожалению, очень мало обращает внимание наша литература о Гегеле, хотя у Маркса и Энгельса этот важнейший момент постоянно фигурирует в их взгляде на его философию. Потому что речь здесь идёт о принципиально важном положении: как понимать природу всеобщего? Как абстрактно-всеобщее или как конкретно-всеобщее? Если как абстрактно-всеобщее, то тогда сразу с необходимостью размышляющий о природе мировой души приходит к представлению, что она есть творящий субъект — это как звонить на городской номер телефона, когда практически все уже пользуются мобильными. Если он, наоборот, понимает всеобщее как конкретное, тогда с необходимостью получается гегелевское положение, что мировая душа действительно, реально существует только в форме субъективности и нигде больше. Не учитывая этого важнейшего положения, нельзя понять, например, бесконечно повторяемое Гегелем (особенно в его лекциях по философии религии) положение, где он постоянно протестует против абстрактной трактовки всеобщего, заявляя это самым резким образом. Гегель заявляет, что нет двоякого разума: с одной стороны — божественного, с другой — человеческого. Точно так же нет двоякого духа: с одной стороны — божественного, с другой — человеческого. Есть один дух! Именно осознание человеком своего собственного разума и есть божественный разум, осознание человеком сущности своего духа и есть божественный дух. Поэтому Гегель к религиозным представлениям, будто бог существует высоко и далеко на небе и так далее, никакого отношения не имеет, и к Гегелю это никакого отношения не имеет. Точно так же, как и абсолютная идея (мы подробно это с вами рассматривали у Гегеля) не является существующей по ту сторону природы — она единственно в мире существует — в самих формациях природы, общества и мышления.
___Пока рассматривали мировую душу как субъект, она с необходимостью трактовалась как абстракция всеобщего. Отсюда происходили все остальные представления: есть мировая душа, она — действующая, она — causa sui, она — производящая природа, а всё остальное — сотворенная природа и так далее. Natura naturans — это как раз приписывалось мировой душе и так далее. Что делает Гегель? Гегель отказывает этой мировой душе в определении субъекта именно потому, что мировая душа как субъект не существует, она существует как таковая лишь в субъективном представлении. Что же на самом деле представляет собой душа? Душа, по Гегелю, является действительной только тогда, когда она существует в форме субъективности, значит, в форме субъективного человеческого духа. На эту сторону гегелевской философии, к сожалению, очень мало обращает внимание наша литература о Гегеле, хотя у Маркса и Энгельса этот важнейший момент постоянно фигурирует в их взгляде на его философию. Потому что речь здесь идёт о принципиально важном положении: как понимать природу всеобщего? Как абстрактно-всеобщее или как конкретно-всеобщее? Если как абстрактно-всеобщее, то тогда сразу с необходимостью размышляющий о природе мировой души приходит к представлению, что она есть творящий субъект — это как звонить на городской номер телефона, когда практически все уже пользуются мобильными. Если он, наоборот, понимает всеобщее как конкретное, тогда с необходимостью получается гегелевское положение, что мировая душа действительно, реально существует только в форме субъективности и нигде больше. Не учитывая этого важнейшего положения, нельзя понять, например, бесконечно повторяемое Гегелем (особенно в его лекциях по философии религии) положение, где он постоянно протестует против абстрактной трактовки всеобщего, заявляя это самым резким образом. Гегель заявляет, что нет двоякого разума: с одной стороны — божественного, с другой — человеческого. Точно так же нет двоякого духа: с одной стороны — божественного, с другой — человеческого. Есть один дух! Именно осознание человеком своего собственного разума и есть божественный разум, осознание человеком сущности своего духа и есть божественный дух. Поэтому Гегель к религиозным представлениям, будто бог существует высоко и далеко на небе и так далее, никакого отношения не имеет, и к Гегелю это никакого отношения не имеет. Точно так же, как и абсолютная идея (мы подробно это с вами рассматривали у Гегеля) не является существующей по ту сторону природы — она единственно в мире существует — в самих формациях природы, общества и мышления.
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
More from my site
:::