___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов:
___Еще одна проблема — отсутствие внимания социологов к систематизации концептуальных идей, высказанных классиками социологической науки, с точки зрения их значимости для решения актуальных проблем современного образования. Существующие подходы к систематизации взглядов и теорий образования ориентированы на построение исторических рядов социологических идей, уяснение времени их возникновения, роли для появления других идей. Все это, безусловно, правомерно и необходимо, но вряд ли может быть признано единственным и достаточным.
___Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости обращения самого пристального внимания на классическое историко-социологическое наследие в области образования. Сформулированные и разработанные представителями социологической классики идеи об образовании и воспитании представляют собой теоретико-методологические основания современной социологии образования, ее несомненный интеллектуальный ресурс. Подчеркнем, что интеллектуальные ресурсы современного общества не безграничны, а следовательно, обращение к идеям, высказанным классиками социологии относительно образования, — это один из способов их расширения, обогащения современной социологии образования. Речь идет об отношении к представителям классической социологии как к «партнерам» при обсуждении проблем сегодняшнего дня, об использовании их интеллектуального потенциала. В то же время, значимость интеллектуальных ресурсов прошлого не всегда очевидна. Ученые прошлого обращались к тем или иным проблемам образования в контексте социальной жизни своего времени. Поэтому задача исследователей в современных условиях состоит в том, чтобы выявить и показать методологический потенциал классического наследия в свете актуальных проблем сегодняшнего дня.
___Социологические концепции образования обладают рядом методологических потенциалов. Под методологическим потенциалом мы понимаем способность доктрины выступать в качестве инструмента анализа и объяснения социальных явлений в трех формах: явной, скрытой и исторической. Исторический потенциал классических концепций позволяет объяснить историческое прошлое, дать его теоретическую реконструкцию. Теории, обладающие только историческим потенциалом, вряд ли имеет смысл использовать для объяснения современной социальной реальности в силу того, что подобные попытки чреваты редукцией настоящего к прошлому. Явный потенциал представляет собой своего рода предвосхищение будущего, сделанное на основании той или иной идеи самим исследователем либо его последователями. Явный потенциал очевиден, поскольку сами социологи предлагают картину изменений и процессов, которые, по их мнению, могут происходить в будущем обществе. Особенностью явного потенциала выступает то, что реализация идей и концепций, сформулированных социологом, невозможна в современных ему социальных условиях. Более того, основной предпосылкой осуществления идей и концепций может быть «преодоление» этого общества. Ученый создает теоретическую модель будущих социальных условий и процессов, «переносит» себя в них и ищет решения проблем.
___Скрытый теоретический потенциал, в свою очередь, представляет собой возможность использовать сформулированные в прошлом идеи (теории) в качестве инструмента для анализа и описания процессов и изменений, происходящих в настоящем. Спецификой скрытого потенциала теории выступает наличие в ней всеобщего и особенного содержания. В социальной реальности, обобщением и описанием которой выступают теоретические модели, имеет место особенное, одним из аспектов которого является всеобщее. Именно всеобщее, связанное с существованием в настоящее время объекта изучения, сохраняет свое значение. Наряду со всеобщим в классических концепциях существует и особенное, являющееся, как правило, исторически преходящим, теряющим свою актуальность и значимость в изменившихся социальных условиях.
___Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости обращения самого пристального внимания на классическое историко-социологическое наследие в области образования. Сформулированные и разработанные представителями социологической классики идеи об образовании и воспитании представляют собой теоретико-методологические основания современной социологии образования, ее несомненный интеллектуальный ресурс. Подчеркнем, что интеллектуальные ресурсы современного общества не безграничны, а следовательно, обращение к идеям, высказанным классиками социологии относительно образования, — это один из способов их расширения, обогащения современной социологии образования. Речь идет об отношении к представителям классической социологии как к «партнерам» при обсуждении проблем сегодняшнего дня, об использовании их интеллектуального потенциала. В то же время, значимость интеллектуальных ресурсов прошлого не всегда очевидна. Ученые прошлого обращались к тем или иным проблемам образования в контексте социальной жизни своего времени. Поэтому задача исследователей в современных условиях состоит в том, чтобы выявить и показать методологический потенциал классического наследия в свете актуальных проблем сегодняшнего дня.
___Социологические концепции образования обладают рядом методологических потенциалов. Под методологическим потенциалом мы понимаем способность доктрины выступать в качестве инструмента анализа и объяснения социальных явлений в трех формах: явной, скрытой и исторической. Исторический потенциал классических концепций позволяет объяснить историческое прошлое, дать его теоретическую реконструкцию. Теории, обладающие только историческим потенциалом, вряд ли имеет смысл использовать для объяснения современной социальной реальности в силу того, что подобные попытки чреваты редукцией настоящего к прошлому. Явный потенциал представляет собой своего рода предвосхищение будущего, сделанное на основании той или иной идеи самим исследователем либо его последователями. Явный потенциал очевиден, поскольку сами социологи предлагают картину изменений и процессов, которые, по их мнению, могут происходить в будущем обществе. Особенностью явного потенциала выступает то, что реализация идей и концепций, сформулированных социологом, невозможна в современных ему социальных условиях. Более того, основной предпосылкой осуществления идей и концепций может быть «преодоление» этого общества. Ученый создает теоретическую модель будущих социальных условий и процессов, «переносит» себя в них и ищет решения проблем.
___Скрытый теоретический потенциал, в свою очередь, представляет собой возможность использовать сформулированные в прошлом идеи (теории) в качестве инструмента для анализа и описания процессов и изменений, происходящих в настоящем. Спецификой скрытого потенциала теории выступает наличие в ней всеобщего и особенного содержания. В социальной реальности, обобщением и описанием которой выступают теоретические модели, имеет место особенное, одним из аспектов которого является всеобщее. Именно всеобщее, связанное с существованием в настоящее время объекта изучения, сохраняет свое значение. Наряду со всеобщим в классических концепциях существует и особенное, являющееся, как правило, исторически преходящим, теряющим свою актуальность и значимость в изменившихся социальных условиях.
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
More from my site
:::