противопоставленность изобретения и природы

___Главный специалист по философии нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов:
техноинжениринг.рф
___Роль изобретения в технике как создающего новую действительность отмечалась достаточно часто, особенно теми философами техники, которые близко стоят к инженерной деятельности и. Значительно реже рассматривалось само изобретательство во всей его значимости, так до сих пор и не проанализированное должным образом. Если заглянуть в самую суть, то в изобретательстве находит свое выражение то обстоятельство, что человеческое сознание не довольствуется уже данным, самим по себе возникшим, говоря иными словами, оно трансцендирует природу, выходит за ее пределы и заново создает мир по установленным им самим законам. Замечание Фрэнсиса Бэкона о том, что над природой можно господствовать лишь в том случае, если мы сумеем прислушаться к ней, верно в той мере, в какой законы природы ставят изобретательству определенные границы. Изобретатели то и дело стремятся нарушить эти границы — укажем хотя бы на отчаянные попытки создать Perpetuum mobile или оставить позади себя существующий в данное время уровень развития естественнонаучного знания, о чем свидетельствуют многочисленные изобретения, научные основания которых были найдены значительно позднее. Вопрос о том, в какой мере следует слушаться природы, никогда не бывает заранее ясным изобретателю. Решающим для него является усилие преодолеть границы дозволенного природой. Это означает, что в своей главной тенденции изобретение противопоставлено природе.
___Эта противопоставленность изобретения и природы ставит перед интерпретаторами большие трудности. Нередко делались выводы, что изобретатель обладает сверхъестественной силой, а некоторые инженеры дошли даже до того, что переносили с художественного творчества на творчество техническое романтический культ гения. Также и философы, которые «лишь различным образом объясняли мир», крайне неохотно занимались исследованием той сферы деятельности сознания, задачей которой является рукотворное изменение мира. По аналогии со знаменитым детским вопросом «Что делает ветер, когда он не дует?» давались метафизические, неверные истолкования изобретения, как бы отвечавшие на вопрос: где следует искать изобретение, которое еще не сделано? Такого рода ошибочные интерпретации примечательны, поскольку в них выражена неспособность понимать изобретение как создание человеком чего-то нового, противостоящего природе и тем самым понять основополагающее различие между миром, естественно становящимся и миром, созданным человеком. Поэтому стоит проанализировать два такого рода ошибочных подхода, а также кратко указать и на третий.
___Вряд ли кто другой оценил значение изобретения в технике выше, чем Фридрих Дессауэр, наиболее известный, пожалуй, философ техники, столетие со дня рождения которого исполнилось в 1981 году. «Техника обретает более чистый облик — (чем при ее использовании или производстве), писал Дессауэр, и лучше обнаруживает свою сущность в самой точке своего возникновения, происхождения, исторического появления: на стадии изобретения». «Техника здесь у себя самой, она еще крайне мало смешана и замутнена другими факторами человеческого общества». Согласно Дессауэру, изобретательское творчество состоит из трех компонентов: человеческого целеполагания, природного материала и внутренней обработки в сознании. Дессауэр верно подчеркивает значение последнего компонента изобретения, который «не просто и не только предоставляет определенные возможности для свободно существующей цели, но и сам изначально содержит в себе определенную цель. Справедливо указывает он также и на ограниченное значение законов природы. «Технические создания возможны только в гармонии с законами природы», техника, однако, означает «преодоление природозаконного стеснения, освобождение от связанности естественными законами». «Соприкосновение целеполагания с законами природы не порождает никакого изобретения. Да и сама структура природо-законного в изобретении совершенно отлична от естественного порядка… Многие создания техники были реализованы, опираясь не на природу, но на структуры и порядок, совершенно чуждые природе… Так, средства часто черпались из богатства естественных законов даже в тех случаях, когда цели противопоставлялись действию законов природы. Однако само упорядочение средств остается чуждым природе. Помимо этого, и следствия выходят далеко за пределы природозаконного» . Эта подробная цитата совершенно четко поясняет нам, почему технику следует понимать как противоположность природы. Это противоприродность имеет свои непосредственные корни в человеческом сознании, и я согласен также и с другими суждениями Дессауэра и не ссылаюсь здесь на них только потому, что приведу их позднее, когда изложу собственную реконструкцию изобретения.
___Дессауэр, однако, явно избегает того, чтобы приписывать творческую сторону изобретения только способностям Homo faber. Дессауэр, который сам немало и успешно занимался изобретательством, поддался соблазну по природной ли скромности или из внутренней потребности в более высоком освящении, перенести возникновение техники в потустороннюю сферу: «Изобретатель созерцает то, что получилось в результате его творчества не с сознанием того, что «я это сделал», а с сознанием того, что «я это нашел». Оно уже было где-то, и мне долго пришлось искать его… Оно не могло появиться, выполняя свою цель и действительно функционируя раньше, чем оно сформировалось в моем созерцании таким, каким было само по себе, поскольку оно могло быть только таким… Я нашел его в некоем другом мире, и оно избегало появляться в царстве видимого до тех пор, пока я не увидел его истинного облика достаточно ясно в другом царстве». Это «другое царство» Дессауэр называет «четвертым царством», примыкая к кантовской терминологии. «Четвертое царство» является совокупностью всех однозначно предустановленных путей решения. При этом Дессауэр поясняет — и именно в данном пояснении его интерпретация становится весьма сомнительной,— «что для однозначно данных проблем существует только одно идеальное решение», что «в течение всего процесса создания изобретения человек узнает, что асимптотически приближается к идеальному решению». Это решение, однако, уже является однозначно преданным, предустановленным еще до всякого изобретения в своей конкретной форме. «Мы внутренне совершенно убеждены, что формы «четвертого царства», а именно эти решения проблем уже готовы и ждут только того, кто их найдет». Следовательно, изобретение для Дессауэра означает, «что изобретатель приближается к однозначному прообразу, который незыблемо, безвременно покоясь в самом себе, «абсолютно», то есть свободно от всего человеческого, становится все яснее зримым». Дессауэр четко утверждает, и это теперь уже не может вызывать удивления, что отстаиваемая им идеальная форма решения в качестве «абсолютной идеи» и (добавляет он в скобках) «платоновско-августинианской идеи безвременно и в готовом виде пребывает в «четвертом царстве».
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply