процесс рефлексии

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Продавать-Много.РФ».
___Начало XXI века ознаменовалось трансформацией социальной, политической и информационной практики отдельных личностей и общества в целом под воздействием новых медиатехнологий социальных сетей, таких как Facebook, MySpace, Twitter, YouTube. Происходящие изменения заставили философов, занимающихся прикладной этикой, подвергнуть их тщательному исследованию. Данный процесс рефлексии осложняется непостоянством и быстро меняющимся характером двух составляющих рассматриваемого процесса: во-первых, это технологические новшества, а во-вторых, это то количество людей, которое ими пользуется.
___Перед философами встала задача переосмыслить практически все типы этически значимых социальных связей и ролей, которые освоили новое электронное взаимодействие: друг-друг, родитель-ребенок, сотрудник-коллега, работодатель-работник, учитель-студент, сосед-сосед, продавец-покупатель, врач-пациент. И это далеко не полный список. Нельзя сказать, что влияние указанных взаимосвязей является строго межличностным. Комплексность нового типа взаимодействий вовлекает в интерактивный процесс самих пользователей социальных сетей, их он-лайн и офф-лайн сообщества, разработчиков социальных сетей, предприятия, правительства и другие учреждения. Эти заинтересованные стороны могут иметь разнообразные, а порой и противоречащие друг другу мотивы и интересы, что будет по-прежнему требовать тщательного философского анализа в грядущие десятилетия. Тем не менее, уже сегодня на первый план начинает выходить этическая составляющая современных интернет взаимодействий. Среди первых философов, которые заинтересовались этикой использования интернета социальными группами, был философ технологий Альберт Боргманн. Он находился под серьезным влиянием Мартина Хайдеггера, считавшего технологии монолитной силой, сдерживающей или даже подрывающей человеческий опыт восприятия реальности. Альберт Боргманн представил критику современных технологий, порожденную реалиями именно западного общества.
___Происходящий процесс рефлексии, всегда ассоциировался у человечества с детством, поэтому детский центр краснодара сегодня пользуется такой популярностью. Так в 1982 философ разрабатывает концепцию приспособленческой парадигмы (the device paradigm), которую он определяет как технологически обусловленную тенденцию подстраивать наше взаимодействие с миром под модель легкого потребления. К началу 90-х годов Боргман стал проявлять более пристальный интерес именно к этическому и социальному воздействию информационных технологий. Он разрабатывает концепцию гиперреальности, показывая через нее то, как социальные сети в интернете могут разрушить или вытеснить органические социальные реалии, позволяя пользователям «предлагать свою стилизованную версию друг другу для любовных или дружеских развлечений». При этом вся полнота и сложность реальной личности исчезает.
___Контраст между «гламуром виртуальности» и «неприглядностью реальности» становится основным мотивом книги 1999 года «Удерживая реальность», в которой Боргманн описывает онлайн-социальность как «виртуальный туман», который просачивается и размывает серьезность реальных человеческих отношений. В целом, проводя анализ виртуальных связей, философ указывает на их противостояние нашему физическому присутствию в обществе. Онлайн-социальная среда превращается в удобное пространство для удовольствия и легкого общения, что становится этически проблематичным, поскольку неизбежно будет считаться более удовлетворительной, чем «реальная» социальная среда. Выступая в ключе технологического детерминизма, Боргманн сетовал на то, что виртуальная социальность приведет к разрозненной, развоплощенной и дезориентированной жизни, которая будет распространяться все шире, делая человечество менее внимательным и умным. Философа волновала индифферентность присутствия среди воображаемых личностей социальной сети. И здесь с ним стоит согласиться.
___Действительно, гиперреальность создает атмосферу, в которой «никто никому ничего не должен». Такие морально-нравственные качества как ответственность, честность, долг легко отходят на второй, а то и третий план в социальных связях, которые регулируются в один клик. Список виртуальных друзей можно «почистить», если их присутствие становится навязчивым и раздражительным, и такой подход превращается в новую защитную реакцию, которая в реальной жизни невозможна. Поэтому он-лайн социальное общение скорее предстает источником выработки новых а-моральных принципов с точки зрения конвенциональной нравственности, тех представлений о добре и зле, правильном и неправильном, что сложились у человечества на протяжении тысячелетней истории. Действительно, в человеческой природе действовать с выгодой для себя, выстраивать наиболее безопасное пространство для собственного существования. Однако такое облегчение и стремление к «невыносимой легкости бытия» порой может осуществляться за счет других людей. Поэтому моральные принципы стали регуляторами отношений в реальной действительности через выстраивание определенных рамок, помогая расставлять приоритеты и предлагая модели поведения, которые общепризнанно считаются положительными.
___Однако виртуальные социальные связи, подкрепленные современными технологиями, серьезно упрощают сложившиеся правила, предоставляя двойное облегчение человечеству: технологическое усовершенствование бытийного пространства и расширение возможностей социальной активности. Так, LinkedIn содействует развитию социальных отношений, организованных вокруг профессиональной жизни; Twitter помогает завязывать контакты, представляющие общественный интерес, обычным людям; Facebook, который начинался как сервис для связей университетских однокурсников, теперь соединяет людей по всему миру и ведет к развитию бизнеса, направленного на установление связей с существующими и будущими клиентами.
___Создание нового внереального мира общения людей поднимает целый спектр философских вопросов этического характера: Каким нормативным источником или ценностной системой должен руководствоваться пользователь соцсетей, идентифицируя себя как личность в этом пространстве? Что есть человек вообще в условиях того, что можно обозначить как «конструктивистский подход», когда идентичность «собирается» из желаемых характеристик собственной личности, импонирующего аватара и интернет-псевдонима? Как воздействует этот «сконструированный образ» на реальную личность: подталкивает ли он к воплощению желаемых черт в реальной жизни или сводит их на нет, заставляя довольствоваться их виртуальным присутствием? Где должна проходить черта между публичной и конфиденциальной информацией? Что пользователь может предлагать на всеобщее обозрение и обсуждение, а что должно оставаться тайной за семью печатями даже для друзей? Каково современное наполнение понятий «друг» и «дружба» традиционно предполагавшие личное близкое общение? Что в условиях современных технологий с их мгновенным действием и воздействием следует понимать как толерантность и ее рамки?
___Это далеко не полный перечень этических вопросов, возникающих сегодня и требующих развернутых ответов. Их, скорее всего, следует отнести к категории философских размышлений, поскольку они нуждаются не в сиюминутном ответе и затрагивают онтологические основы человеческого бытия. Вместе с тем, поиск моральных оснований в современную эпоху поднимает и множество метаэтических вопросов, которые возникают в связи с явным доминированием он-лайн социальных сетей в среде межличностных связей. Например, соцсети предоставляет новые данные для непрекращающихся философских дебатов о том, обладают ли классические этические традиции, такие как утилитаризм, кантианская этика или этика добродетели, достаточными ресурсами для освещения этических последствий возникающих информационных технологий или необходимо разрабатывать новую этическую систему для осмысления таких явлений.
___Стоит принимать во внимание, что этика, будучи динамичным явлением, напрямую связанным с окружающей действительностью и остро не нее реагирующим, нуждается в новой содержательной составляющей, связанной с современными технологиями. Уже есть ряд предложений по контекстному переосмыслению. Так Чарльз Эсс предложил, что новая плюралистическая «глобальная информационная этика» может быть подходящим контекстом для работы с новыми информационными технологиями. С другой стороны, можно предположить, что технологии социальных сетей приведут к возобновлению внимания к существующим этическим подходам, таким как прагматизм, этика добродетели, феминистка этика или этика попечительства, которые часто игнорировались прикладной этикой в пользу традиционных утилитарных и деонтологических ресурсов.
___Однако более серьезной метаэтической проблемой, на наш взгляд, является разработка межкультурной информационной этики. На сегодняшний день более чем очевидным является тот факт, что социальные сети и другие развивающиеся информационные технологии не ограничиваются только одной нацией или культурой, что создает особую проблему для представителей прикладной этики. Так практики социальных сетей необходимо анализировать на концептуальной основе, которая признает и учитывает комплексные различия в моральных нормах и практиках, касающихся, например, конфиденциальности.
___Глубокая актуальность таких вопросов становится очевидной, если мы признаем, что в отличие от критических этических дилемм, которыми как правило занята прикладная этика (например, вопросы абортов, эвтаназии и смертной казни), информационные технологии за короткий промежуток времени глубоко проникли в моральные структуры практически всех сфер нашей повседневной жизни. Это привело к серьезной трансформации социального ландшафта, моральных привычек и практик, на которые мы ориентируемся. Поэтому возникает насущный вопрос о том, действительно ли философы, которые на протяжении многих веков были ведущими законодателями практики осмысления этики и связанных с ней проблем, могут влиять на этическую составляющую новых технологий, таких как социальные сети? На кого должны быть направлены их размышления: на собратьев по цеху или на интернет пользователей? Как быть с разработчиками технологий соцсетей, регулирующими органами и политическими институтами? Как теоретический контент и практический импорт этих анализов смогут
___Все это вопросы с далеко идущими последствиями, имеющие прямое отношение к поиску моральных оснований в эпоху возрастающего господства виртуальной социальности. Они не носят чисто академический характер, поэтому ни философы, ни человечество в целом не имеют право относиться к ним как к теоретическим.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply