рациональная и эмпирическая психологии

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Как видите, на первый взгляд рациональная и эмпирическая психологии являются прямой противоположностью друг друга, но присмотритесь внимательно к этому. Рациональная психология хотела нам дать неявляющуюся сущность, а эмпирическая психология хотела нам дать явления души, не имеющие никакой сущности и не имеющие отношения ни к какой сущности ни в самих явлениях, ни вне их. Что же в таком случае получается? В одном случае шла абсолютизация всеобщего момента, а в другом случае — единичного, ничего более. Позиции оказались очень просты. Что это означает? Ставлю прозаический вопрос: реально в природе, обществе, мышлении существует где-нибудь только всеобщее или только единичное? — Нигде! Потому что только всеобщее, только единичное и даже только особенное в виде способностей души существуют исключительно в субъективном представлении — да и то для этого требуются определённые предпосылки. Дело в том, что эти абстракции даже в представлении могут существовать лишь постольку, поскольку они абстрагированы от конкретного. Значит, не конкретное существует благодаря абстрактному, а абстрактное может существовать и существует и выступает исключительно благодаря конкретному, даже если это не известно для абстракции. А абстракция, односторонность — это всегда производное, а не исходное.
___В целом, какова же принципиальная разница между сущностью без явлений и явлениями без сущности, чтобы говорить о содержании этих противоположных способов трактовки природы души? Вдумайтесь: «Сущность лишена в себе самой всякой определённости». — Что это означает? Это означает, что сущность лишь просто непосредственна, и всё. Присматриваемся к явлениям. «Явление не имеет в себе самом никакой сущности» — что это означает, что можно сегодня по телефону окна в симферополе купить? Означает, что явление никак не имеет противоречия в себе самом. Явление есть просто явление. Поэтому, какое бы явление мы ни брали, оно есть А = А. Великолепно! А в таком случае мы получаем ту же самую непосредственность явления, что и непосредственность сущности. Удивительно! Воюют смертельно — классовая война шла, потому что ведь эти философские позиции, как нас учат учебники диалектического материализма, в конечном итоге имеют предпосылкой классовое основание! Классовая битва шла, но во имя чего и для чего? Одна непосредственность выступала точь-в-точь как её собственная противоположность, только с противоположным наименованием. Значит, не нравились сами названия, потому что содержание этих противоположностей — одно и то же. Сущность, лишённая явлений, или явление, лишённое сущности, есть одно и то же явление, и не более!
___Значит, как метафизика, то есть рациональная психология, так и эмпирическая психология не пошли дальше явлений души. И теперь понятно, почему — да потому что само отношение природы и духа вызывало ещё иллюзию самостоятельного существования природы и духа и, следовательно, иллюзию чисто внешнего отношения их между собой. Это — то, что я назвал субъективным духом. Поэтому борьба эта (ожесточенная, непримиримая, беспощадная) была в буквальном смысле слова только донкихотством — борьбой с ветряными мельницами. А точнее говоря, это была борьба каждого направления против себя самого — было недовольство непосредственностью, но оно было совершенно вне основания, вот и всё. Значит, оба направления в раскрытии природы души могли нам дать только абстракции, только односторонности. А природа души благодаря этому исчезала — не было целого: что такое душа во всей её живой определённости. По-моему, я вам достаточно доступно и популярно разъяснил, что за неудовлетворительность была у этих двух противоположных способов рассмотрения души, почему Гегель и отказался от них.
___Что же предлагает Гегель в противоположность этим двум предшествующим ему способам трактовки? Гегель предлагает философский способ рассмотрения природы души и духа. Звучит очень просто, как видите, это почти дословно слова самого Гегеля. Но отсюда следуют очень нелицеприятные для самолюбия выводы в адрес предшествующей философии: оказывается, она лишь претендовала на философское рассмотрение природы души и духа, а на самом деле не была философией. Очень интересно, ведь оказывается, что философским познанием вовсе не является рассмотрение сущности без явлений и рассмотрение явлений без сущности. Это первое, что мы должны сделать в качестве необходимого вывода отсюда. А что ж такое философский способ рассмотрения, по Гегелю? Философский способ рассмотрения есть такой способ познания, по Гегелю, который руководствуется понятием и постигает и выражает свой предмет в понятиях. Но ведь предшествующая Гегелю философия Нового времени тоже претендовала на то, что только с понятиями и имеет дело, и не просто с понятиями, а с разумными понятиями, отсюда и гордые названия «рациональная философия», «рациональная теология», «рациональная психология» и так далее, вплоть до рационального пивоварения и ведения сельского хозяйства. Сейчас разум тоже у всех на языке, поэтому не мешает присмотреться, в чём тут суть дела: в одном ли изменении слов или в содержании? Маркс как-то однажды очень точно и ядовито сказал, что, когда люди не справляются с вещами, с предметами, они начинают изменять наименования этих вещей и предметов и при этом создают себе фикцию, будто они справились с самими вещами. Нам с вами это очень хорошо знакомо, особенно в последние два десятилетия в нашей стране, когда какие только наименования хотя бы того общества, в котором мы живём, мы ни слышали и ни читали! Получалось даже таким образом, что мы живём уже чуть ли не в третьем тысячелетии, чуть ли не в конце его, только вот сознание опоздало и ещё не осознало этого. Вот пример, как создавать химеры для утешения своего бессилия и для сокрытия своего бессилия.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply