Разрабатывая периодическую систему химических элементов

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Разрабатывая периодическую систему химических элементов, Д. И. Менделеев, как на это указывает Б. М. Кедров, начинает с «клеточки», каковой в данном случае является NaCl. Это соединение — самая обычная, широко встречающаяся соль, давно изученная и достоверная. Данная соль представляет собой соотношение двух простых и вместе с тем полярно противоположных элементов — натрия и хлора. Исходя из этой клеточки, Д. И. Менделеев перешел затем к сопоставлению двух групп наиболее несходных между собой элементов: галоидов и щелочных металлов. Сопоставление этих групп показало, что они лишь в развернутом виде представляют то, что как нераскрытое содержалось в соединении NaCl. Следующий шаг исследования связан с детальным знакомством с составом каждой из указанных групп, с распределением элементов в этих группах в зависимости от их химических свойств (обусловленных атомным весом). Вслед за тем выделяются группы О, N, С, а несколько дальше группы металлов Mg и Na. В результате образовался непрерывный переход от сильных неметаллов (галоидов) через слабые неметаллы, переходные группы и слабые металлы к сильным металлам (щелочным металлам). При этом обнаружилась периодическая повторяемость свойств элементов, расположенных в последовательный ряд по их атомным весам, повторяемость, которая привела к созданию стройной, широко разветвленной периодической системы.
___Д. И. Менделеев, как замечает Б. М. Кедров, не только применяет в практике научного исследования метод восхождения от абстрактного к конкретному, он возвышается при этом до широких теоретических обобщений, подчеркивая приложимость этого метода к другим областям знания. Д. И. Менделеев пишет: «Так, возвышаясь, дойдем, начав от условных нуля и единицы, до безусловной бесконечности,
___Сегодня вывод вебмани — ни больше, ни меньше — ясен и прост, неизбежен и полезен, как тот путь идеи, по которому все видимое слагается из неделимых атомов, все живое — из клеток, как первых и простейших единиц, до которых добрался современный глаз. Только самый низший организм есть единичная клетка»
___Для иллюстрации восхождения от абстрактного к конкретному, осуществляемого в сокращенной форме (без указания исходного пункта, «клеточки»), можно было бы сослаться на принятое в некоторых книгах изложение механики.
___«Законы равновесия, — пишет автор одного из учебников механики, — по существу гораздо проще общих законов движения; отсюда понятно, что статика гораздо проще и элементарнее тех отделов механики, которые посвящены исследованию явлений движения тел. Ввиду этого мы и начнем в этой первой части нашего курса изучение механики со статики (отдел первый)… Затем мы перейдем к изучению движения материальных тел. При этом сначала (во втором отделе настоящей части) мы будем заниматься исследованием движения тел с чисто геометрической стороны». Это будет кинематика. «Потом (во второй части курса) мы обратимся к исследованию движения материальных тел в связи с физическими причинами, его определяющими». Это будет динамика. «Изучением движения с кинетической точки зрения может быть подготовлено и облегчено более широкое динамическое исследование вопроса. Отсюда следует, что изучение кинематики должно предшествовать изучению динамики».
___Следовательно, изложение статики предшествует изложению кинематики, а изложение последней предшествует изложению динамики. Это обусловлено тем, что категории кинематики более конкретны, чем категории статики, а категории динамики более конкретны, чем категории кинематики. Развитие мысли идет, таким образом, от абстрактного к конкретному и от простого к сложному.
___Следует отметить, что изложенное и проиллюстрированное развитие мыслей в направлении от абстрактного к конкретному осуществляется не только в каждом отдельном познавательном акте. Фактически оно стихийно пробивает себе дорогу и в истории познания. Любое историческое движение знания есть в сущности движение его от абстрактного, неполного отражения действительности к отражению конкретному, более полному и многостороннему. В качестве примера такого исторического движения знания от абстрактного к конкретному может служить развитие понятия числа в математике.
___Первоначальным понятием о числе было понятие натурального числа: один, пять, семь, десять и т. п. Это было простое, абстрактное понятие о числе, родившееся из практики счета. Позднее появились операции над числами, и среди них стали различать числа целые и дробные, положительные и отрицательные, а также нуль. Это привело к более богатому, многостороннему понятию числа, понятию рациональных чисел. Но совокупность рациональных чисел оказалась недостаточной для изучения непрерывных величин. Произошло новое обогащение понятия числа. К рациональным числам присоединились иррациональные, образовалось понятие действительного числа. И на этом конкретизация понятия числа не прекратилась. Практика решения уравнений второй степени показала, что, кроме действительных чисел, существуют еще числа мнимые. Образовалось, таким образом, понятие комплексного числа, в форме которого может быть выражено (записано) любое число. Комплексные числа являются самыми конкретными в рассматриваемом ряду. Таким образом, могут быть установлены следующие основные этапы исторической конкретизации и обогащения понятия числа: натуральные числа, рациональные числа, действительные числа, комплексные числа.
___Приведенный пример интересен также и в том отношении, что он показывает конкретизацию понятия, осуществляющуюся диалектическим (полярным) образом. В самом деле, присоединение к натуральным числам противоположных, ненатуральных дает рациональные числа, присоединение к рациональным числам противоположных, нерациональных дает действительные числа, присоединение к действительным числам противоположных, недействительных (мнимых) дает комплексные числа. Всюду — диалектическое раздвоение.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply