система религиозных верований

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Основу любой образованности, по мнению Самарина, как и других славянофилов, составляет система религиозных верований. Из них вытекают нравственные представления, которые формируют семейный и общественный быт. На последних основаниях, дополненных неписаным кодексом условного общежития, базируется политико-правовая система того или иного народа. Таким образом, достоинство выработанной народом системы образования будет зависеть от двух главных составляющих — чистоты его духовных убеждений и глубины его нравственных требований.
___Любопытно замечание, сделанное Ю.Ф. Самариным в статье «По поводу мнения «Русского вестника» о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации» (1863 г.). Здесь, в частности, речь идет о том, что во второй половине XIX века слово «цивилизация» начинает вытеснять из общественного обихода слово «просвещение». Видный славянофил, в данной связи, вопрошает: «По-видимому, оба выражают одно и то же или, по крайней мере, выражают понятия, до того между собой близкие, что в обыкновенном разговорном и литературном языке мы их даже строго не различаем. Но если мы отбросили одно слово, притом слово коренное русское и, по замечанию Гоголя, не переводимое ни какой европейский язык, если мы единодушно, не сговариваясь, усвоили себе для того же употребления другое, то надобно предполагать, что это произошло недаром».
___Данную замену Самарин объяснял тем, что общественному сознанию эпохи «великих реформ» навязывалась европоцентристская концепция исторического развития, исходившая из следующего положения: «настоящей цивилизацией» следует признать лишь ту, которая выработана Западом. Тем не менее, указывал Самарин, духовное начало русской жизни («русское просвещение») обладает высшей ценностью. Это связано также и с тем обстоятельством, что слово «просвещение» в сознании славянофилов, как мы уже могли убедиться, не утратило своей глубинной связи с религией, сохранило ряд оттенков религиозного характера.
___Так, например, в русском средневековье слово «просветитель» использовалось для обозначения апостолов и святых, крестивших («просвещавших») язычников. Например, князь Владимир именовался просветителем Русской земли, а, Стефан Пермский — просветителем пермяков. И.И. Срезневский в своих «Материалах для словаря древнерусского языка по письменным памятникам», выходивших на рубеже XIX-XX веков указывал, что слово «просвещать» означало не только «давать совет», «освещать», но и «совершать таинство крещения» и даже просто «крестить». «Просвещением», например, назывался праздник Крещения Господня. Можно, наконец, вспомнить «метафизику света», имеющую глубокие корни в европейской духовной традиции — как библейские, так и платонические.
___Уже в книге «Бытия» говорится, что сотворение света предшествовало всем другим творческим актам Бога. Вспомним это характерное место — «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Книга «Премудрости Соломона» гласит, что «премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее». Развивая данные установки, Новый завет учит, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Христос же, обращаясь к ученикам, говорил: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
___Развернутая «метафизика света» присутствует в традиции античного платонизма. Свет как явление чувственного мира выделяется Платоном среди других явлений: он выступает как особого рода явление или лучше сказать символ, как представитель сверхчувственного мира. Можно сказать, что свет для него есть чувственный аналог сверхчувственной реальности. Божественный свет, озаряющий каждого вступающего в мир человека, запечатлевает в его душе отблеск вечных идей — учил основоположник европейской метафизики.
___Возвращаясь к нашей теме, заметим, что Самарин не случайно ссылался на Гоголя — автора, близкого к славянофильским кругам. Вспомним фрагмент «Просвещение», вошедший в «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847 г.). В нем Гоголь указывал: «Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово «просвещение». Даже и не задумываемся над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Просветить, не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит».
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply