Скрытый теоретический потенциал

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Скрытый теоретический потенциал идей об образовании, высказанных социологами- классиками, может быть представлен двумя формами: фиксацией всеобщих черт, свойственных образованию в разных исторических условиях; выявлением характеристик образования, обладавших в прошлом статусом всеобщего (особенного) и трансформировавшихся в последующем в особенное (всеобщее).
___Одно особенное состояние общества сменяет другое, современность в каждый период исторического времени представляет собой не что иное, как другую форму особенного относительно как прошлого, так и будущего. Понятно, что каждый теоретик-социолог живет в конкретных социальных условиях, на которые опирается при формулировании и обосновании общетеоретических идей. В силу этого складывается представление, что теория имеет преходящее значение и теряет его с отмиранием форм социальной жизни и деятельности, в которых была сформулирована. С позиций концепции скрытого теоретического потенциала ситуация выглядит иначе. В любой масштабной теории, разработанной в определенных исторических условиях на основе имеющихся социальных фактов, присутствуют элементы всеобщего знания, которые с полным основанием претендуют на то, чтобы быть отнесенными к формам особенного, существующим в разные периоды истории, включая и настоящее.
___В силу того, что масштабные теории обладают не только историческим, но и скрытым теоретическим потенциалом, это делает их важным интеллектуальным ресурсом современности. В отличие от последних, локальные теории описывают преходящие объекты и формы социальной жизни и с исчезновением объектов исследования или каких-то его сторон теряют свое значение. С нашей точки зрения, в качестве особенного рассматривается общество, предшествующее современному. При этом речь идет об обществе, характеризуемом на социетальном уровне, поскольку представители классической социологии — аналитики широкого масштаба. Созданные ими теории общества — это концепции его как целостной системы, в рамках которых социологи давали решение и конкретных проблем, в частности — образования. Выявление скрытого теоретического потенциала идей, разработанных представителями классической социологии в области образования, предполагает рассмотрение созданных ими концепций в контексте социальных условий, во-первых, современного для них, во-вторых, современного для нас общества. Понять содержание этих идей возможно только на основе знания об индустриальном обществе, в котором они формировались, и его проблемах.
___Объективная и ясная картина социальных условий того времени позволяет нам понять, почему О. Конт значительное внимание уделял вопросам критики католической системы обучения, образованию пролетариата как одной из важных задач реализации позитивной политики. Индустриальное общество времен О. Конта не могло базироваться на носившей схоластический характер католической системе образования, которая была пригодна для традиционных обществ и дополнялась семейным образованием и воспитанием. Именно посредством последнего в традиционных обществах новые поколения получали основные знания и навыки, необходимые для профессиональной деятельности и повседневной жизни. Однако в индустриальном обществе складывается принципиально иная ситуация: возникающее машинное производство, углубляющееся разделение труда изменяют отношение к существующей системе образования, вызывают к жизни его новое содержание и иные формы. О. Конт говорил о необходимости замены непригодного для индустриального общества католического образования системой «высшего народного образования», выделяя в ней две части: «самопроизвольную» и «систематическую». Последняя, по его мнению, предполагает получение знаний в специализированных образовательных учреждениях, где функцию обучения разным наукам, передачи общих знаний и профессиональных навыков должны выполнять специально подготовленные для этого люди — педагоги-профессионалы.
___Однако социологи-классики не только писали о том, каким должно быть образование в современном им обществе, но и создавали такие теоретические модели, которые могли иметь значение на протяжении длительного периода исторического времени. С наиболее ярко выраженным вариантом создания идеальной теоретической модели образования и воспитания мы встречаемся у К. Маркса. Марксистская концепция образования и воспитания органично вписана в теорию материалистического понимания общества и модель общества будущего. Маркс не просто осознавал, но и обстоятельно обосновывал тезис, что разработанная им модель не может быть реализована в условиях современного ему индустриального общества. Им не только доказывалась необходимость преодоления этого общества, но и создавалась теоретическая конструкция таких социальных условий, в которых могут быть решены проблемы формирования личности, ее всестороннего развития. К числу значимых идей марксизма можно отнести концепцию общественного воспитания, а также положение о роли социальной среды в формировании личности. Несмотря на то, что марксистская концепция общественного воспитания и вывод о полной передаче функций воспитания и образования от семьи к специальным учреждениям в будущем социалистическом и коммунистическом обществе не выдержали проверки временем, сама постановка проблемы относительно роли семьи и общественных учреждений в воспитании личности, их соотношении сохраняет свое значение. В то же время в явном потенциале марксистских идей об образовании и воспитании оказалось больше утопического, чем реального.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply