Сознание — не результат единичных предметов природы

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Итак, мысль Гегеля в этом пункте, что сознание должно быть отрицательностью самого развития природы, самой природы, снятием природой своей собственной внешности, следует признать в целом весьма положительной и плодотворной — она именно подготавливала понимание мышления у Маркса и Энгельса. Почему (здесь встаёт вопрос, и с вашей стороны он будет уместен, потому что многое следующее будет понятным после ответа на него) Гегель антропологическую форму сознания, то есть природную душу, определяет как всеобщую имматериальность, а никак иначе? Отчасти я вас уже подготовил к познанию этого трудного пункта и пониманию его. Дело в том, что, согласно Гегелю, — и это правильно — единичное само себя не делает единичным, как и особенное само себя не делает особенным. Это всё кажется простым, но в этом одновременно и сложность. Единственное, что переводит одно единичное в другое, — это всеобщее, которое действует во всем особенном и единичном. Ну а раз всеобщее и есть то, что движет всем процессом природы как диалектическим процессом, ясно, что, как только это всеобщее, снимая внешнюю форму многообразности, случайности, расчленённости, самостоятельности и так далее, выступает в антропологической форме души, всё — мы с вами получили уже выступившее всеобщее как душу, которую Гегель потому определяет как всеобщую имматериальность. Значит, сознание в простейшей своей форме — в форме души есть результат развития всеобщего в самой природе. Вот это для нас в высшей степени важно. Сознание — не результат единичных предметов природы, не результат таинственного отношения одной особенной формации природы к другой, а результат развития конкретно-всеобщего в самой природе, а значит, конкретно-всеобщее в своём развитии проходит через все особенные формы природы (механическую, химическую и так далее) и через все единичные существования природы. Теперь ясно, почему, по Гегелю, даже антропологическая форма сознания как душа является именно всеобщей имматериальностью — это результат саморазвития и самоотрицания природных форм всеобщего.
___И, посудите сами, если быть последовательными материалистами, то дело выглядит довольно просто. Не кто-то случайный природную форму материи делает сознанием, душой, развитием духовного мира человека, человеческим духом и так далее, как бы мы это ни называли, а именно собственная необходимость, и вся трудность — понять эту собственную необходимость природы. Трудность действительно велика, потому что на первый взгляд природа-то предстает как бесконечное многообразие единичных существований. Единичное в природе выступает с необходимостью как природное существование и создает иллюзию, будто существует абсолютно самостоятельно. Но присмотритесь: уже в Солнечной системе нет этого самостоятельного существования единичного. Для обыденного рассудка кажется: уберите любую планету из Солнечной системы, например Луну (а зачем нам нужен лунный свет, когда нам хватает и солнечного?!), — и, дескать, в Солнечной системе ничего не изменится. Но это и есть гигантская ошибка метафизического мышления. Если мы уберём Луну, то исчезнет вся Солнечная система, потому что наличие такого-то количества планет Солнечной системы является формой природной необходимости существования самой Солнечной системы. Это та же самая иллюзия, что думать, будто можно удалить у человека один орган, например голову, а он всё равно будет существовать! Что с ним будет?! Подумаешь, одной головой меньше, одной головой больше! В отношении организма легче соображают, что если убрать голову, то организма не будет, а в отношении природного очень щедро и произвольно допускают, что в природе можно что-то убрать и при этом ничего не изменится. Между прочим, эта воинственная форма метафизического мышления и создала все проблемы современной цивилизации, промышленного производства под названием «экология». Вам это хорошо известно. Разве есть разница в том, чтобы что-то убрать, а что-то добавить?! Что-то куда-то повернуть — в другую сторону в природе и так далее?! — От природы ничего не убудет! То есть мы забыли главное — следовать природе вещей, логосу Вселенной, как требовал Гераклит. Мы теперь следуем своему собственному субъективному произволу, который сделали мерилом для Вселенной. Когда-то подвергали саркастическому осмеянию притязания человека, что он является венцом, назначением, царём по отношению к природе и так далее, но, как видите, на практике это превратное представление всё ещё существует. Чем менее разумно человек обращается с внешней ему природой, тем больше он претендует на разумность! Странная вещь — это прямо антипод позиции Маркса, согласно которому разум един у всех людей только потому, что этот разум имеет единую природную предпосылку, а тут наоборот — каждый имеет свой разум, у каждого ума палата, и поэтому, что хочет он, то и делает даже с самой природой. Как видите, позиция Гегеля является противоположной. Поэтому Гегеля есть за что ненавидеть — его должен ненавидеть всякий субъективный произвол, потому что Гегель настаивает именно на необходимости природы стать человеческим духом, а не на случайности, и не каким-то внешним мистическим способом — вот что для нас главное.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply