сознание нельзя определить

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Распространенное среди зарубежных исследователей мозга утверждение о том, что сознание нельзя определить потому что это абстрактное понятие и значит реально будто бы не существует ложно в самой своей основе. Такое рассуждение вытекает из позитивистской теории, согласно которой абстракции представляют собой не отражение определенных сторон действительности, а произвольные продукты нашего мышления и, следовательно, пустые символы. Отсюда отрицание позитивистами познавательного значения научных абстракций. Позитивистской точки зрения на абстракции придерживается ряд неврологов и психиатров (Шиллер, Кобб, Куби и другие), а также бихевиористы.
___Однако не все зарубежные ученые разделяют такое негативное отношение к сознанию. Примером может служить тюнинг BMW 5 серии. Фессар в своем докладе на симпозиуме в 1954 году решительно возражал против отрицания реальности сознания, ибо тогда, действительно, бессмысленно ставить вопрос об исследовании его материального субстрата. На этой же позиции стоит и Бремер, призывающий не останавливаться на трудностях определения сознания.
___Безусловно, определение сознания ввиду его исключительной сложности, множества разных сторон, проявлений, состояний, к тому же мало изученных, не легкое дело. Тем не менее его можно определить. И такое определение дает диалектический материализм.
___Наука, как известно, оперирует целой системой общих понятий, типичных абстракций: материя, движение, причина, следствие, закон, сущность, явление, пространство, время и т. д., которые все имеют реальный смысл и объективное npo«s исхождение. Понятие сознания, конечно, также абстракция. Но это не произвольная логическая конструкция, а обобщенное отражение того, что в действительности существует в массе разнообразных конкретных, индивидуальных проявлений сознания и составляет общее существенное, внутренне необходимое, закономерное во всех этих проявлениях. Причем, как и всякая абстракция, понятие сознания есть относительно верное и относительно полное отражение общей сущности конкретных сознаний миллиардов людей. Особенность психических процессов, отражаемых в абстрактном понятии «сознание», заключается в том, что они не существуют сами по себе вне их конкретных проявлений, индивидуальных особенностей, их единичных носителей, субъектов и что данные процессы нельзя непосредственно ощущать, наблюдать. Но это отнюдь не значит, что сознание не является реальностью и его нельзя уловить, выразить. Раз оно присуще сознанию отдельных, конкретных живых лиц и проявляется в их речи, поведении, во всей деятельности, то, следовательно, ему свойственна не меньшая реальность, чем остальным явлениям мира. И для выделения, отражения сознания существует мышление с его абстракциями, понятиями, категориями.
___Если бы понятию «сознание» ничего не соответствовало в действительности, оно было бы лишено всякого познавательного значения. Ленин писал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее». Практика, проверяя истинность абстракций, исправляет допущенные ошибки в образовании их.
___Самыми широкими гносеологическими абстракциями являются понятия «материя» и «сознание». Вопрос об отношении сознания к материи есть основной вопрос философии. Когда мы, решая данный вопрос, указываем, какое из этих двух основных понятий является первичным, а какое вторичным, мы тем самым даем им определение. «…Нельзя, по сути дела нельзя, — писал В. И. Ленин, — дать иного определения двух последних понятий гносеологии (материя и мышление. — М. Л.), кроме как указания на то, которое из них берется за первичное. Что значит дать «определение»? Это значит прежде всего подвести данное понятие под другое, более широкое… Это — предельно-широкие, самые широкие понятия, дальше которых по сути дела (если не иметь в виду всегда возможных изменений номенклатуры) не пошла до сих пор гносеология». Диалектический материализм в полном согласии с естествознанием, со всей всемирно-исторической практикой человечества за первичное берет материю, а мышление, сознание — за вторичное, производное от материи, рассматривая его как свойство особым образом организованной материи — мозга. Это свойство представляет собой высшую, идеальную форму отражения объективного мира.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply