техника

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов сектора научного познания технологических процессов: 
___Чтобы увидеть все многообразие форм проявления, охватываемых нами в понятии «техника», было бы полезно сначала поставить вопрос об исторически зафиксированном первом значении этого слова. До начала Нового времени термины „techne» и „ars» делили на семь „artes mechanicae» и семь „artes liberales».
___Первые, «механические искусства», охватывали земледелие (agricultura), охоту (venatio), мореходство (navigatio), ткацкое дело (textura), оружейное дело (armatoria), врачевание (medicina), театральное искусство (spectaculum). К этим семи искусствам относились виды деятельности, связанные с изготовлением инструментов, а также с подготовкой и дальнейшей обработкой соответствующих материалов (например, к ткацкому делу относились также шитье, раскрой, глаженье и окрашивание материалов), далее — некоторые подыскусства (к работе оружейных дел мастеров относилось также участие в сооружении укреплений и других объектов; к врачеванию — фармация, диетика и оздоровительная гимнастика; к охоте — убой скота, поварское искусство, искусство хлебопечения). Этим семи искусствам были подчинены все родственные искусства и ремесла.
___Семи «механическим искусствам» противостояли семь «свободных искусств» частично совпадавших с науками. Их обычно делили на так называемые „Trivium» (грамматика, диалектика и риторика) и „Quadrivium» (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Грамматика охватывала искусство языка, диалектика — логику и искусство мышления, риторика включала также умение применять общие законы к отдельным случаям (что вскоре обрело большое значение в юриспруденции). Именно софисты в свое время развили искусство мышления в «технику мышления», напоминающую во многом современное его состояние.
___Если в тривиуме ведущим был логический принцип, то в квадривиуме таковым был принцип математический. Музыка, например, расчленялась на «космическую» музыку, вокальную и инструментальную, причем космическая должна была исследовать космические соотношения растений и численные пропорции между телом и душой. Музыка, таким образом, стала учением о космической гармонии и пропорциях чисел, что особенно характерно было для пифагорейско-платоновской традиции.
___Сегодняшнее понимание термина «техника» имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны — оно в известной мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление о сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике сегодня.
___Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область существования техники,— это неорганическая материя. Так, мы говорим о строительной технике, такой, например, как создание железобетонных сооружений или машиностроение, о деревоперерабатываю-щей технике, электротехнике, теплотехнике, технике создания синтетических материалов или о технике производства материалов всякого рода, от стали до синтетического каучука, короче, о физико-химической технике. Многие подразделяют ее еще на энергетическую технику (технику превращения сил и энергии) и технику материалов (техника преобразования вещества). Во всех этих случаях речь идет о формах техники и физико-химически понимаемой области неорганического.
___И все же это — не единственная область проявления технического. В более широком смысле термина «техника» говорят также и о технике овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в новые ее функции и формы. Современное понятие «биотехнология» позволяет включить в предметное поле техники всю биологию.
___Мы знаем также — если продолжить эту мысль — и о «технике» мышления и дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о «технике любви». Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике живописи, рисунка, игры на фортепьяно и т.д. Эти примеры, а также такие обобщающие термины, как «психотехника» и «социотехника», свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического, духовного и социального с целью внести в них изменения.
___Поэтому «техника» и в современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает весь известный универсум, начиная с неорганического, через органическое и до психически-духовных сфер бытия и отношений между людьми.
___Этим беглым обзором сфер проявления технического в известной мере подготовлен вопрос о сущности техники вообще, которая (сущность) выражается и конкретизируется во всех областях. И как выяснилось, в каждой области это происходит в существенно разных формах, в соответствии с их онтологическим характером. Поэтому ожидаемое нами здесь понятие техники не может быть соотнесено с каждой областью в совершенно равном, «едино-гласном» смысле, но лишь в соответствующем смысло-измененном — «аналогичном» — виде. Например, это понятие не может в абсолютно-«первозданном»виде применяться в области «техники мышления» и «техники любви», как и в машинной технике. И тем не менее между этими двумя видами техники существует хотя и отдаленное, но все же известное сходство: именно то, что обе эти формы делает техникой и дает нам основание в обоих случаях говорить о технике, является в каждом из них отдаленно схожим. Но в чем оно заключается? Анализ выявляет здесь три существенные точки зрения: 1) формирующий «встречный» характер техники; 2) господствующий характер техники, которую мы берем себе на услужение; 3) онтологическое «место» техники, связанное как с субъектом, так и с объектом.
___Первым основополагающим существенным элементом является, очевидно, «встречный» характер. Техника всюду наблюдается как результат встречи человеческого духа с природой. Человеческий дух осмысливает природу и формирует или изменяет ее согласно своим намерениям и целям.
___Здесь решающим является то, что человеческое сознание, опираясь на созданную им технику, ведет себя по отношению к природе не только познавательно-примирительно, но и активно-преобразующе. Познание природы и ее законов, и в особенности научно-методологическое познание, является условием, без которого техника невозможна. Но одно оно еще не составляет техники. Только применение познанных законов природы в целенаправленном изменении действительности основывает технику.
___Высвеченное выше широкое поле явлений технического не позволяет нам истолковывать понятие «природа» в узком смысле. Под «природой» следует понимать здесь не только непосредственно данную нашему сознанию действительность («природу» в узком смысле), но всю реальность, как она существует сама по себе, предшествующую всяким изменениям, производимым человеческой деятельностью (природа в широком смысле). В этом последнем смысле можно говорить и о «природе» самого человеческого духа: под этим подразумевается то свойство духа, которое предшествует и лежит в основе любого свободного акта его деятельности (к «природе духа» относится, например, способность познания и свободной воли) . Ибо потенциальная способность или предрасположение к познанию и свободе являются не продуктом, а предпосылкой и основой всякого познания и всякой свободной деятельности. Следовательно, здесь подразумевается не природа в узком смысле, природа в противоположность духу, но природа в широком смысле, включающая в себя как раз также и природу самого духа. Именно она и противоположна лишь свободному продукту духа, то есть «культуре».
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply