Технологизация природы

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации инженеров: 
___Технологизация природы показана с помощью анализа изобретения и возникновения всякой техники, что техническое воссоздание мира на новой основе коренится как раз в тех способностях человека, которые отличают его от всех чисто природных существ, и эти способности следует объяснять без всякого обращения к внечеловеческому царству идей или субъекту природы. Неестественность техники является принципиальной. В заключение хотелось бы подтвердить это положение тем, что я очищаю подлинное ядро экологической программы от его идеологической шелухи и идентифицирую эту суть с прогрессирующей технизацией природы.
___Дессауэр (я говорил, что к нему я еще вернусь), несмотря на нагромождаемые им идеалистические препятствия, затрагивает самую суть, когда «элементом дара изобретательства» называет «ассоциативную подвижность», характеризуя ее как «способность души» во всей ее полноте, где осели однажды воспринятые образы и комплексы, связанные друг с другом, ассоциировать все то, что содержит какую-либо связь с тем или иным интересом, с тем или иным навеянным временем направлением, на котором мы сосредоточиваем свое внимание. Он прав и в том, что подчеркивает роль подсознательного в ассоциировании и комбинировании. Правда (Дессауэр этого, конечно, не мог знать), вопрос комбинирования можно рационализировать методическими средствами, и в так называемой науке о конструировании разработаны процедуры, с помощью которых можно планомерно и систематически осуществлять создание новых комбинаций технических решений, частично даже с использованием средств автоматической обработки информации. И все же при всем этом искусственное и противоприродное в изобретении и их проявления остаются вне всякого сомнения. Техника является не чем иным, как преодолением природы посредством человеческого сознания.
___То, что я понимаю под идеологической оболочкой, ясно по одной из цитат из Блоха, в которой речь шла о «насилии», или «господстве», над природой. В противоположном этому направлении мысли сегодня, наоборот, говорится о «моральном долге по отношению к природе», о том, что природу следует рассматривать «как партнера», что природа должна «заговорить в нас самих и тем самым найти себя в нас» 65 и что «мы должны жить в мире с природой».
___Эти и подобные им формулировки представляют собой социоморфное мировоззрение, в котором социальные категории неожиданно переносятся на несоциальные сферы. Но ведь остается незамеченным противоречие, возникающее между критикой антропоцентристского отношения к природе и ее антропоморфизирующим обоснованием. И здесь приходится прибегать к теологическим аргументам, что мы и обнаруживаем у таких авторов, как Шпеманн и Майер-Абих. С экологической точки зрения вряд ли можно ставить под вопрос антропоцентристское отношение к природе, поскольку, согласно экологическому учению, стабилизации экосистемы можно добиться не через самоограничение той или иной системы, но через «геноцентрические» подсистемы, которые взаимно ограничивают друг друга.
___Здесь, собственно, и следует искать самый корень экологического кризиса. Благодаря своему противоестественному изобретательскому дару люди породили ситуацию, в которой им ставятся пределы различными компонентами глобальной экосистемы. В борьбе за обеспечение своей жизни и развертывания ее возможностей люди забыли о сохранении тех естественных циклов, от которых зависит их собственное выживание. Нехватка природных ресурсов и угроза биосфере, возникающая со многих сторон, достаточно хорошо известны, и у меня нет надобности рассматривать их подробно. Наша современная техника еще в высшей степени несовершенна и незавершена, так как она недостаточно экологизирована. Поэтому мне кажется совершенно необходимым добиться экотехнического поворота.
___Я не могу здесь углубиться в разъяснение того, что сказанное, конкретно говоря, означает. Если же смотреть в суть дела, то в настоящее время для такого поворота требуются не появившиеся в последнее время призывы к набожности по отношению к природе, а революционный взлет изобретательского искусства человека. Уже само знание тех экологических ограничений, которые возникнут в ближайшем будущем, потребует высокоразвитой способности предвосхищения. Недаром те современные мыслители, которые лишены воображения, пытаются усыплять сознание людей ссылками на то, что не все, мол, обстоит так плохо. Осознание опасности отсутствует там, где перестает действовать всякое воображение. И если это так, то речь может идти только о том, чтобы исключительно творчески переформулировать цели, для осуществления которых мы должны искать соответствующие средства. И если сослаться на пример из современного экологического движения, окажется, что в домостроительной технике речь должна идти не о том, чтобы в то или иное внутреннее помещение подавать столько-то тепла, а о том, чтобы сохранить в нем температуру на определенном уровне таким образом, чтобы отопление и теплоизоляция были равнофункциональными средствами. Наконец, мы должны прежде всего включать заранее в процесс изобретательского творчества естественные корреляты применяемых артефактов. Техническая реорганизация природы должна расширить свой горизонт и включить в процесс различных формообразований факторы экологического системного равновесия. Восполнение природных ресурсов и нейтрализация предсказуемых ран, которые мы могли бы нанести природе в будущем, должны обрести свое конститутивное место в процессах варьирования и комбинирования, характерных для изобретательского предвосхищения.
___Это, конечно, приведет к появлению новой техники. Однако эта новая техника не менее противоприродна, чем старая. Даже наоборот, эта новая техника распространяет свое планирующее, вычисляющее и формообразующее вмешательство в природу изобретающего сознания также и на те сферы экосистемы, которые в предшествующей технике не принимались во внимание и поэтому постоянно находились под ее угрозой. Поэтому я, в противоположность Э. Ольдемайеру, не считаю, что инте-грационистское отношение к природе со стороны экологических просветителей принципиально иного качества, чем господствовавшее до сих пор оперативистское отношение к ней, основанное на опредмечивании. Ясное понимание человеком того, что он неразрывно связан с естественными процессами и состояниями через многообразные системные отношения, является со своей стороны тоже определенным теоретическим опредмечиванием, обосновывающим, конечно, его практические манипуляции различными аспектами этого переплетения систем; и именно благодаря широким системным перспективам появляется основание для расширения также и практического опредмечивания. Это и есть то, что я называю возрастающей технизацией природы.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply