три педагогические формации

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___В контексте поликритериального подхода мы выделяем три педагогические формации.
___Первая из них — катехизическая (от греч. katechesis — наставление, познание). Ее становление связано, прежде всего, с религиозной педагогикой. Результатом образования в ее контексте является усвоение обучаемым норм поведения и действия.
___Вторая формация, одним из пионеров которого является Ян Амос Коменский, складывается в конце XVI столетия — эпистемологическая (от греч. episteme — знание, понятие). Результатом образования в рамках этой формации является наличие объектно-ориентированного знания. Коменский написал работу под названием «Пансофия» («всеобщая мудрость»), в которой он попытался систематизировать все имеющиеся на тот момент знания о мире. Ключевым идеологическим принципом было также: учить всех — всему.
___Наконец, третья формация — инструментальная, или технологическая (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство) начинает бурно развиваться в конце XVIII и становиться ведущей в XIX столетии. Это формация, в которой основным результатом образования становится владение орудием, инструментом и иными средствами преобразования действительности. В том числе такие сложными инструментами и орудиями, как способы мышления, методы мышления и действия, подходы, а также техника и другие формы организации средств нашей деятельности и нашего мышления.
___Еще раз отметим, что, по нашему мнению, представляется недопустимым сравнивать педагогические формации по принципу «лучше — хуже», тем более что как мы писали выше самоопределение субъектов педагогического процесса по отношению, в том числе и к педагогическим формациям носит ситуативный характер.
___Вместе с тем, все сказанное выше ни только не исключает, но и требует указания на те противоречия, которые вызывает доминирование той или иной формации, при снижении значения содержания базового для других. Так, по мнению П.Г. Щедровицкого сегодня мы находимся на этапе инструментальной педагогики. Нас, прежде всего, учат или пытаются учить средствам. Такой подход порождает, по мнению этого исследователя, целый ряд проблем.
___Первая — проблема допустимости или недопустимости употребления тех или иных средств в определенных ситуациях, что в практике деятельности приводит к эффектам прагматизма и профессионального цинизма.
___Вторая проблема — потеря наиболее общих представлений о мире и других областях деятельности и усугубляющаяся специализация. Иными словами знания передаются только в той мере, в какой они обеспечивают инструментальное употребление все более дробящихся по своему содержанию и своей функции средств деятельности. Образовательные учреждения (от школы до университета), будучи призваны формировать у человека общую картину мира — не в состоянии сделать это. Общие знания о мире не вырабатываются ни в философии, ни в технологии и никем не передаются.
___Третья проблема — «расслоение» самих знаний на три группы: знания- средства, которые в наибольшей степени тяготеют к инструментальной формации; знания об объектах (знания-картины, знания-описания), тяготеющие к эпистемологической формации; и знания, которые можно назвать рамочными знания-нормы, задающие пространство нашей деятельности и нормативные требования к ней. Этот раскол мира знаний приводит к важному следствию — подготовка человека к деятельности стала все более и более отделяться от образования, и если на подготовку к деятельности нацелены множество учебных заведений, в каждом, из который учат какой-то специальности и частному разделу знаний, то образованность все более и более становится делом личного самоопределения конкретного человека.
___Средство разрешения указанных выше противоречий П.Г. Щедровицкий видит в построении «какой-то новой, четвертой формации, которая смогла бы конструктивно объединить нормы, знания и средства, то есть выступила бы в синтетической функции по отношению к уже имеющимся формациям».
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply