В «Феноменологии духа» Гегеля

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___В «Феноменологии духа» Гегеля отчуждение рассматривается сначала главным образом как познавательное отношение субъекта (человека) к предметам познания, непосредственно выступающим как независимые от субъекта чувственно-вос- принимаемые предметы. Анализ этого отношения приводит Гегеля к выводу, что предмет познания представляет собой лишь отчужденную форму духовного. Благодаря осознанию этой духовной сущности предметов преодолевается (на этой ступени лишь в рамках познания) отчуждение между мышлением и бытием. Теперь уже отчуждение выступает в повои форме, а именно, как отношение человека к человеку, или, выражаясь по-гегелевски, как отчуждение самосознания, классическим примером которого является отношение раба и господина. Один человек выступает как собственность другого, как существо, которое вынуждено отчуждать свою деятельность, свой труд для другого, являющегося господином. Диалектика этого отчуждения такова, что господин оказывается в полной зависимости от раба, который кормит его, обслуживает во всех отношениях, т. е. как бы делает его господином. Но в таком случае господин, полностью зависимый от своего раба, в действительности лишь занимает положение господина. Господин и раб как бы меняются местами. И все же раб по-прежнему остается рабом: отсюда присущее ему «несчастное сознание», которое также является формой отчуждения.
___Гегель рассматривает различные исторические формы порабощения человека, в частности производство клееного бруса, как отчужденные отношения между людьми. Гражданское общество, в характеристике которого Гегель выявляет некоторые специфические черты капиталистического строя, изображается им как царство всеобщего отчуждения (подобно тому как Т. Гоббс рассматривает «естественное» первоначальное состояние общества как войну всех против всех), которое должно быть преодолено государством, являющимся, по Гегелю, «земнобожественным существом», подлинным воплощением «абсолютной идеи» здесь, на земле. При этом у Гегеля идет речь о конституционной монархии, которая представляется ему высшей, адекватной понятию государства формой правления, политически обеспечивающей свободу личности. Личная свобода, с точки зрения Гегеля, вполне совместима с сохранением сословий, правда, в преобразованном виде, с руководящей ролью дворянства и т. п. Завершением этой идеалистической конструкции (в рамках которой, однако, высказываются гениальные догадки относительно действительных противоречий общественного развития) является утверждение Гегеля, что окончательное преодоление отчуждения достигается лишь в философии, лишь посредством мыслящего рассмотрения действительности. Именно в философии, как высшем, с гегелевской точки зрения, проявлении общественного развития, «абсолютная идея» возвращается «внутрь себя из своего инобытия»
___К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» подверг глубокой критике спекулятивный характер гегелевской концепции отчуждения. Ведь для Гегеля всякое отчуждение человеческой сущности есть лишь отчуждение самосознания. Поэтому, например, он утверждает, что раб остается рабом, поскольку он не сознает, что его сущность, как человеческая сущность, есть свобода. И, напротив, человек нового времени, или, выражаясь языком Гегеля, человек «христианско-германского мира» свободен, ибо он сознает себя таковым. Не удивительно поэтому, что Гегель видит в религиозной (лютеровской) реформации фундаментальное решение проблемы свободы личности, которая истолковывается главным образом как свобода совести, вероисповедания.
___Подвергая критике эту идеалистическую концепцию, Маркс показывает, что отчужденное сознание, поскольку таковое существует, является следствием, отражением отчужденного бытия. Характеризуя гегелевскую концепцию отчуждения, Маркс говорит: «Отчуждение самосознания не рассматривается как выражение, как отражающееся в знании и мышлении выражение действительного отчуждения человеческой сущности. На- прргив, действительное, являющееся реальным отчуждение есть по своему внутреннейшему скрытому — и раскрываемому только философией — существу не что иное, как проявление отчуждения подлинной человеческой сущности, самосознания» К Таким образом, действительные отношения поставлены у Гегеля на голову. Вследствие этого и само отчуждение оказывается существующим лишь в духовной сфере; оно представляет собой отношение между сознанием и самосознанием, между чувственностью и спекулятивным мышлением. Поэтому и преодоление отчуждения фактически сводится не к действительному его уничтожению, а к возвышению над ним в самосознании, в примирении с ним путем спекулятивного его истолкования. «Так как Гегель,— пишет Маркс,— приравнивает человека к самосознанию, то отчужденный предмет человека, его отчужденная сущностная действительность есть не что иное, как сознание отчуждения, всего лишь мысль об отчуждении, его абстрактное и потому бессодержательное и недействительное выражение — отрицание. Поэтому и снятие отчуждения есть тоже не что иное, как абстрактное, бессодержательное снятие этой бессодержательной абстракции — отрицание отрицания».
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply