всеохватывающее значение «природы»

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов сектора научного познания технологических процессов: 
___Если мы примем за основу это всеохватывающее значение «природы», то технику в таком случае следует понимать как изменение природы посредством сознания. При этом техническая воля стремится изменить не только уже существующие природные образования и состояния, но прежде всего пытается захватить в сферу своей деятельности естественные процессы становления: она направлена прежде всего на сами природные процессы. Под «природными процессами» следует понимать все процессы в органической, неорганической и психически-духовной сферах, происходящие сами по себе, согласно природе своего носителя и предшествующие всякому сознательному и свободному вмешательству.
___Также и техника мышления, мнемотехника и техника любви означают поэтому встречу сознания с «природой», поскольку сознание в этом случае направлено на естественные процессы мышления, запоминания и любви с целью познать их в их закономерностях и, в рамках возможностей, предоставляемых этим закономерностям, формировать их согласно своим намерениям, которые сами по себе могут быть морально ценными или, наоборот, лишенными ценности.
___При этом в каждом данном случае речь идет не о преобразовании (и тем более не о создании) самих законов природы, но о приспособлении к ним. Предметом технического изменения может стать природа не в ее закономерно-смысловой, но лишь в ее конкретной структуре. Первая, напротив, всегда является основополагающей предпосылкой и носительницей последней. И потому если мы несколько ниже скажем, что человек с помощью техники «создает» природу, то это вовсе не означает, что он создает ее в ее фундаментальном бытии, сущности и смысле, но лишь данную, конкретную структуру ее бытия.
___Обобщенно можно сказать: техника является нам как встреча человеческого духа с миром, при этом человек формирует и изменяет органическую, неорганическую и собственную психическую и духовную природу (как и соответствующие естественные процессы) согласно познанным им законам природы и своим целям.
___Сказанным мы, конечно, ничуть не раскрыли сущность техники в достаточной мере, ибо совершенно очевидно, что и в том, что мы сегодня называем искусством, происходит встреча духа с природой, и при этом природа также изменяется согласно определенным целям человека (в данном случае — художника). Но тождественны ли техника и искусство? Первоначально, в исторические эпохи греческой античности и христианского средневековья, различие не воспринималось. Термин «techne» и соответствующий ему латинский «ars» имели единый смысл, правда не однозначно выраженный. В современном сознании, однако, они разделились и стали даже противоположностями. Именно благодаря этой противоположности и определяется сегодня более точно то, что мы подразумеваем под «техникой»: ведь если что-то чем-то является, то на фоне противоположного это усматривается более четко.
___Сравнение с искусством, призванное точнее раскрыть сущность техники, определив ее границы, имеет своей задачей установить: 1) общее, соединяющее технику с искусством, и 2) отличающее их друг от друга. Мы разъясним это, опираясь вновь на пример. На современном уровне знания, как известно, отличают строительную технику от строительного искусства, технику живописи от искусства живописи, технику любви от искусства любви, различают технику и искусство руководства людьми, технику ведения войны, игры на фортепьяно, ведения бесед, памяти и т.д. Если общее в них заключается в том, что постоянно существующее естественно заданное изменяется или же формируется согласно определенной цели, то отличающее их друг от друга относится к принципиальному смыслу поставленных целей. Если мы имеем в виду искусство, то цель здесь явно заключается в выражении или образном отражении определенного идейного содержания; в технике же речь идет главным образом о пользовании природой.
___Художник желает «нечто» выразить, высказать в зрительных формах «нечто», которое он стремится как бы встроить, вписать в естественные формы или изобразить в естественном материале. В зависимости от качества данного и положенного в основу «материала», в который он стремится вписать или в котором он пытается выразить нечто (например, дерево или камень, акустически воспринимаемые тона, психические процессы), мы отличаем друг от друга те или иные виды искусства (строительное искусство, архитектуру и пластическое искусство, музыку, искусство памяти и искусство любви). Сущностное содержание, которое должно быть выражено (например, радость, жизнь, расцвет, устрашающее, зловеще-скрытое, раздвоенность и т.д. или, если речь идет об искусстве мышления, любви, памяти, то сущность мышления, любовь или память, какие они есть сами по себе), может при этом выразиться или «предметно», или «непредметно». Предметное выражение мы находим, например, в классической живописи, непредметное же — в музыке, в психических процессах, в современных формах живописи. Как показывают эти примеры, при выразительном или изобразительном содержании речь идет не обязательно о чем-то предметно-конкретном, но во многих случаях — о сверхпредметно-доконкретном (этими словами я избегаю неясного термина «абстрактное»), можно сказать, о том, что лежит в основе конкретного. Последнее, через различные виды искусства, должно быть показано более ясно и наглядно, чем оно само по себе и в свободном состоянии дано в естественных предметах и процессах. Наконец, искусство стремится к более глубокому выражению в образах сущности природы и действительности, сущности, более или менее скрытой от повседневного взора. Искусство стремится к чувственно-наглядной концентрации этой сущности для воспринимающего субъекта, с тем чтобы он задавался вопросом о ней, проникался ею и вступил бы в диалог с сущностным. Искусство, таким образом, является раскрытием со-крытой глубинной сущности действительности, и потому оно должно выразить эту сущность в наглядной форме. И тем искусство служит истине.
___Непосредственная же цель техники, наоборот, не служить, а пользоваться (хотя и сама техника опосредствованно также может быть поставлена на службу истине или добру). Техника стремится господствовать над природой и сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей. Целью и определяющим смыслом встречи духа с природой является здесь формирование природы не обязательно лишь для выражения истины, но для преобразования, с тем чтобы можно было ее использовать и распоряжаться ею. Техника стремится таким путем включать и «вживлять» природу в человеческую жизнь, как бы интегрировать природные вещества и силы в человека. Если мерой искусства является истина, то мерой техники является польза и полезность. Причем целью здесь не является лишь физическая и материальная польза, но также, как это вытекает из сказанного прежде, в первую очередь духовная, предполагающая главным образом самопознание человека в его свободе и могуществе над природой, над материей, над жизнью, душой и духом, то есть самопознание человека во всем величии его господства.
___Это, разумеется, не исключает того, что человек использует свое могущество разумно и со своей стороны ставит его на службу более высоким ценностям — помимо удовлетворения экономических потребностей, также и искусству.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply