Введение в философию техники

___Главный специалист по философии нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов:
техноинжениринг.рф
___Изучая «Введение в философию техники» мы практически находим отголосок и резонанс всех тех мотивов, которые прозвучали в сформулированных Кантом основных вопросах философии. И все же изложение материала во «Введении» характерно для современных исследований философии техники и в другом отношении: оно не содержит сколько-нибудь убедительной систематизации и фактически построено на случайных материалах, к тому же из второстепенных источников. При всем богатстве информации, бесспорно содержащемся в этом «Введении», здесь все же отсутствует та ясная последовательность, которую мы, если пользоваться выражением Банзе, рассматриваем как необходимую предпосылку «интеллектуального обживания» этого технического мира. Разумеется, такой упрек касается прежде всего не Шторка, а, пожалуй, современных толкователей философии техники в целом.
___Философия, проливая некоторый свет на те вопросы, которые сформулировал Кант, дает нам «схемы нашей ориентации в действительности». Ориентация же в действительности означает в широком смысле ориентацию в системе знаний, которые мы выработали о действительности. Как источники знаний, отдельные науки уже давно пришли на смену философии, последняя же выполняет свою ориентационную функцию сегодня только как партнер в междисциплинарном диалоге. Это в особенности касается философии техники, которая должна использовать знания, выработанные многочисленными научными дисциплинами, с тем чтобы удерживать в постоянных ориентационных рамках многомерность техники. Так, например, и рассмотренное выше «Введение» вовсе не ограничивается формулированием некоторых исходных принципов философии техники, но также использует знания из некоторых областей науки. С более общей точки зрения продуктивные идеи и соображения для основательного понимания техники можно черпать не только в традиционной философии техники и в современной теории науки и социальной философии техники, но и в определенных социологических концепциях, в экономической науке, в истории техники, как и в сформировавшихся недавно обобщающих направлениях самой технической науки, особенно в науке о конструировании, системотехнике и в технической прогностике .
___Эссеистскую, порой даже журналистскую ступень развития философии техники мы окажемся в состоянии преодолеть только в том случае, если нам удастся превратить в законченную и единообразную модель описания те разнообразные, разбросанные и оторванные друг от друга элементы знания, которыми располагают философия и отдельные науки относительно техники. Мы имеем при этом в виду общую технологию, некоторую междисциплинарно-обобщающую систему высказываний, предметом которой являются функциональные и структурные принципы технических артефактов, а также человеческие и общественные условия их возникновения и применения. Как и общее учение о технике, общие методы исследования техники должны конституироваться в диалоге и в сотрудничестве между философией и отдельными науками. Но если технико-теоретические высказывания, возникающие в лоне разных дисциплин, должны быть интегрированы в одно целое, то нам необходим некоторый теоретический интеграционный потенциал, если мы не хотим, чтобы все эти имеющие разные источники знания в наших руках превратились в необозримое нагромождение разрозненных отдельных знаний. Такой интеграционный потенциал нам может предоставить, по нашему мнению, в формальном смысле общая теория систем, в материальном же смысле нам кажется особенна плодотворной теоретико-деятельностная концепция этой описательной модели техники. Если мы соединим эти два исходных положения, то можем утверждать, что техника есть единство взаимодействия между системами артефактов и социотехническими системами деятельности. Такая системная теория техники, в детальный анализ которой я здесь не вхожу, могла бы осмыслить и упорядочить все те феномены и проблемы нашей технической культуры, над практическим и интеллектуальным решением которых мы в настоящее время бьемся. При этом мы смогли бы все наши предположения и догадки, надежды и опасения, из которых состоит наше представление о технике, превратить в точные гипотезы, поддающиеся научной проверке. Спекулятивное творчество философской рефлексии мы должны связывать с эмпирически строго контролируемыми точными науками, с тем чтобы мыслительно конструированные модельные интерпретации и трезвое исследование конкретных данных шли рука об руку.
___Резюмируя наши суждения, мы могли бы двояко сформулировать полезность философии в анализе технической проблематики: во-первых, классические фундаментальные философские проблемы в технический век с необходимостью ведут также к определенным условиям, возможностям и последствиям техники. Во-вторых, если междисциплинарно-обобщающее понимание техники не может быть выведено из анализа частных наук, то могут оказаться весьма интересными определенные концепции экономики, социологии, истории техники и даже технических наук. Поэтому задача философии — позаботиться в качестве интегративной рефлексивной науки о всесторонней ориентации научно-технической культуры. При этом вовсе не снимается то, что философия может интерпретировать себя самое как исключительную, уникальную работу чистого духа. Однако при всем при том она может позволить себе выступать в роли как координирующего, так и критического партнера, в диалоге с действующими в нем отдельными науками. Как мы попытались показать на примере, философия техники пока еще далека от того, чтобы выступать в роли некой систематической концепции и, наподобие технических наук, слишком глубоко погрязших в деталях решения технических проблем, столь же мало способна стать удовлетворительной концептуальной базой дидактики технического образования. Однако это наше, казалось бы, скептическое суждение не следует воспринимать как деморализующее, но скорее как вызов. Как мы уже отметили выше, мы располагаем программой общей технологии, обоснованной системно-теоретически и социально-философски. Речь идет теперь о том, чтобы эту программу осуществить на деле.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply