«Жизненный мир»

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___«Жизненный мир» (нем. Lebenswelt) — термин, восходящий к Э. Гуссерлю. Он означает изначальную интерсубъективную предданность коммуникативного мира, предшествующую его последующим, в том числе научным тематизациям. «Жизненный мир» охватывает совокупность интуитивных знаний, социальных норм, ценностей, традиций, которые функционируют как основание для взаимопонимания людьми друг друга. Для Гуссерля это понятие служило обозначением интуитивно понятных смыслов, совокупностью преднауч- ного и дорефлективного, хотя и рационального знания. В прагматической интерпретации Хабермаса важно то, что этот рациональный мир формируется благодаря языковой коммуникации, максимально освобожденной от институциональных пут. Поэтому жизненный мир является источником коммуникации, или, иначе, источником рационализации, способным существовать только в коммуникативной среде.
___Коммуникативное действие, по Хабермасу, есть ключевой механизм социальной интеграции, инструмент, связывающий жизненные миры между собой. Поэтому и осуществлению стратегического действия всегда предшествует обращение к жизненному миру как источнику коммуникативного понимания его участников. В отличие от Гуссерля, который вводил это понятие с точки зрения трансцендентального подхода, для Хабермаса жизненный мир — область реальных коммуникативных практик, схожих с «языковыми играми» Витгенштейна. Хабермас социологизирует понятие жизненного мира, говоря скорее о «жизненных мирах», отграниченных друг от друга и сообщающихся друг с другом каналами живой коммуникации.
___В отличие от Парсонса, Хабермас не считает возможным рассматривать в качестве функциональных подсистем те сферы общества, где происходит социализация индивида, формируются связи между людьми, основанные на солидарности, усваиваются и передаются культурные ценности. Жизненный мир нельзя трактовать в рамках теории систем. Культурные процессы воспроизводимы только через коммуникативные, а не через целеориентированные действия. Связь между участниками этих процессов основана на взаимопонимании, а не является функциональной взаимозависимостью, которая складывается помимо индивидов.
___Хабермас разводит механизмы системной интеграции и интеграции жизненного мира (социальной интеграции). Они находятся в отношениях взаимодополнительности, а не единства. В то же время эти два измерения человеческого общества тесно связаны друг с другом. Отсюда ключевая тема для Хабермасовой общественной критики — искажение и дезинтеграция жизненных миров и коммуникативных практик вследствие их колонизации функциональными системами. «В нашей терминологии, — отмечает Хабермас, — функциональная интеграция касается материального воспроизводства жизненного мира, а социальная интеграция — воспроизводства его символической структуры»1. Вследствие развития социальной комплексности, эволюции функциональных систем происходит вытеснение и вырождение коммуникативной рациональности. Пафос философской критики Хабермаса — в стремлении найти формы подчинения развития функциональных систем логике и потребностям коммуникативного разума.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply