Доклад

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Доклад ставит целью показать, каким образом почерпнутые из Европы представления об университетском образовании, его целях и принципах организации преломлялись в различных проектах организации университетов в России XVIII в. Выбранный в докладе период охватывает путь от ранних попыток построения в России университетских корпораций, падающих на конец XVII в. и начало царствования Петра I, до создания развернутой системы российских университетов в начале XIX в.
___Чтобы проанализировать эти проекты, необходимо прежде всего выяснить, какие именно представления об университетах сформировались в Европе к рубежу XVII-XVIII в. и как они дальше изменялись в течение XVIII века в связи с появлением в Германии «модернизированных» университетов, осуществлявших переход от университетского типа автономной корпорации, возникновение которого относится еще к средневековью, к университету как государственному учреждению, выполнявшему ряд возложенных на него задач. Идеология Просвещения оказывала значительное влияние на направление университетских реформ в Европе: так, во Франции просветителями (например, Д. Дидро) давалась резкая критика их средневекового устройства и выдвигалась мысль о неспособности университетов стать образовательными учреждениями, которые смогут вмещать в себя науку Нового времени, подготавливать специалистов- профессионалов для государственных нужд. Напротив, в Германии XVIII в. укреплялось (хотя и не повсеместно) представление о том, что именно университеты должны стать двигателями науки, и в них развивались крупные научные школы (среди наиболее влиятельных немецких университетов XVIII в. следует назвать Галле, Геттинген и Иену, хотя в каждом присутствовали свои особенности для развития науки и отношения к идеям Просвещения).
___На Россию в XVIII в. оказывали влияние различные, подчас противоположные представления о фундаментальных принципах и задачах университетов, и это непосредственно выражалось в выдвигавшихся проектах. Начиная с проекта образования т.н. «академического университета», вошедшего в указ об учреждении Петербургской Академии наук все они имели противоречивую природу, поскольку пытались сочетать элементы различных европейских моделей, как «утилитарно-государственный», так и «корпоративный» взгляд на устройство университета. Особенно ярко это отразилось в «Проекте об учреждении Московского университета и двух гимназий», утвержденного императрицей Елизаветой Петровной 12 января 1755 г., с которого ведет свою историю Московский университет. Итоговый текста проекта основания Московского университета отразил борьбу двух противоположных подходов, сторонником одного из которых был М.В. Ломоносов, стремившийся к как можно более полному воплощению в России университета как привилегированной автономной корпорации, а другого — И.И. Шувалов, рассматривавший университет как хотя и пользующуюся некоторыми привилегиями, но находящуюся под контролем государства высшую школу. Такое противостояние продолжилось в ходе всех последующих попытках создания в XVIII в. Устава Московского университета. В середине 1780-х гг. образованная по указу Екатерины II Комиссия об учреждении народных училищ, которой в том числе была поручена разработка новой университетской реформы, постаралась максимально гармонизировать как европейский, так и российский опыт организации высшего образования в своем проекте, который можно назвать идеальным образцом «модернизированного» университета в его российском варианте. Этот проект безусловно учитывался на новом этапе университетских реформ, который начался с восшествием на престол Александра I. Однако, итоговые документы, заложившие принципы организации университетской системы в России, вновь оказались противоречивы и ввели в российские университеты как элементы средневекового устройства, так и тенденцию к развитию науки, которая станет основной характеристической чертой «классической» университетской модели, утвердившейся в XIX в.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply