Трудности философской дисциплины

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов сектора познания и разработки новых видов продукции:
___Философия техники: трудности одной философской дисциплины. Часто говорят о том, что философия явно с опозданием взялась за исследование проблем техники. Мы не будем обсуждать здесь вопрос о предполагаемых причинах этого опоздания. Существующие попытки объяснить это ссылками на недостаточную соотнесенность философии с практикой, предпочтение философией bios theoretikos практической жизни потребовали бы дифференцированных исследований, могущих привести нас в дебри истории философии.
___Не менее примечательной, чем столь нелюбезное обращение традиционной философии с техникой, является и та сравнительно ничтожная роль, которую до сегодняшнего дня играет философия техники внутри самой философии даже при явном нарастании интереса к этой области в самое последнее время. Перед фактом той огромной роли, которую техника стала играть почти во всех сферах нашей жизни, должно показаться особенно странным, что положение философии техники по сравнению с другими философскими дисциплинами в настоящее время можно назвать лишь периферийным.
___Как бы разнообразны и многослойны ни были взятые в отдельности причины такого положения, они не должны приписываться одним лишь внефилософским факторам, скорее мы должны искать их в самой философии техники. В этом случае она обрела бы статус критической саморефлексии, которому она, несомненно, должна соответствовать в качестве философии техники. Это, разумеется, не исключает наличия трудностей, причины которых лежат не только в ней самой. Зададимся вопросом: может
___Штрёкер Элизабет — доктор философии, профессор Технического университета в Брауншвейге. Труды по философии науки, техники и их истории должны быть, как философия техники она обладает имеющими объективные причины особенностями, выходящими за пределы предмета и метода, которые традиционно конституируют философские дисциплины? Могут ли в конечном счете оказаться для философии техники сомнительными ее попытки обрести такие же дисциплинарные контуры, какие в свое время обрели, скажем, «философия искусства», «философия науки», «философия языка», «философия истории», «философия морали» и т.п.?
___Вряд ли можно считать случайным то обстоятельство, что положение дел в философии техники обнаруживает характерные черты, отсутствующие в смежных с ней дисциплинах. Тот факт, что сравнительно поздно приступили к исследованию философских проблем техники, можно рассматривать в качестве причины того, что я называю парадоксом форсирования исследований. Если отвлечься от некоторых метафизических изображений предмета, не имеющих резонанса и влияния не из-за одного только растущего философского скептицизма в отношении спекулятивно-глобальных проектов, и если оставить в стороне ряд рассуждений, которые скорее вызваны моральным пафосом и политической ангажированностью, чем философски трезвым взглядом на существующее положение дел, то в настоящее время философия техники являет собой картину многочисленных частных штудий, которые сами рассматривают себя как «наброски» и «подходы». Причем бросается в глаза полное отсутствие намерений рассматривать общие связи даже там, где уже были предприняты шаги для анализа таких же или подобных проблем. Несмотря на большую фактическую разницу точек зрения, авторы нередко ссылаются друг на друга, однако же поставленный ими вопрос критически-конструктивно по существу не разрабатывается. Помимо этого, хотя библиографическая подготовка проводится внимательнее и становится полнее документально, ее систематическая обработка и оценка в большинстве случаев пока отсутствуют.
___Все эти обстоятельства могли бы быть лишь внешними симптомами уже давно выявившейся неструктурированности философской проблематики техники. В этой философии, излагаемой лишь в виде сборников различного рода статей и критических очерков, в которых в постановке и решении отдельных проблем наблюдается некоторый прогресс, в целом происходит лишь топтание на месте.
___Такое положение философии техники трудно сочетается с беспримерной сложностью ее предметного поля. В то же время сложность — вовсе не привилегия техники. К тому же «сложность» вовсе не предикат, присущий самому предмету исследования; она скорее связана со степенью детализованности самих методов исследования. Можем ли мы утверждать, что техника по роду своей сложности обнаруживает характерные черты, которые являются для философия чем-то новым? В этом случае и философия, пожалуй, ас может позволить себе применять без разбора испытанные прежде методы для структурирования проблемы техники.
___Общеизвестно, что техника находится в многообразных отношениях с другими сферами, такими, как наука, общество, мораль, экономика, политика. И все это делает необходимыми междисциплинарные усилия для исследования техники. Сама же философия не может не считаться с тем фактом, что она в этой области оказывается на границах своей компетентности и вынуждена считаться с суждениями специалистов многих нефилософских областей знания. Однако если бы здесь речь шла о междисциплинарных трудностях, то их понадобилось бы для философии техники не более — но, конечно, и не менее — чем в других случаях сотрудничества. В действительности же философская проблематика техники сталкивается еще с двумя трудностями.
___С одной стороны, указанные связи не являются отношениями взаимного обусловливания; мы, например, не вправе рассматривать связи между техникой и экономикой, техникой и наукой, техникой и этикой лишь как двусторонние отношения, что, несомненно, дало бы нам возможность выявлять философскую проблематику техники. Ведь помимо этих двусторонних связей здесь существуют взаимоотношения также и между внетехническими по своей сути областями, которые, однако, вступают во взаимные отношения через технику. Широко употребляемое в наше время выражение «тотальность современной техники» может быть эксплицировано только через более глубокое проникновение в эту тесно сплетенную систему взаимных отношений.
___Если считать, что исследование отношений, скажем, между наукой и этикой, экономикой и политикой содержит неявные связи с техникой, то это вовсе не означает, что такие связи должны становиться предметом исследования также в философии техники. Было бы более целесообразно, если бы мы в данном специальном исследовании рассматривали отношения между подобными парами, при всевозможных их комбинациях, сами по себе, не связывая их с техникой, но в то же время каждый раз учитывая, что такие связи существуют. И мы могли бы ограничиться этим, не подвергая их тематическим исследованиям.
___Однако в философии техники дело обстоит несколько иначе. В ее целеполагание входит требование усматривать феномен техники даже там, где он непосредственно не обнаруживается. Учитывая это, философия должна разрабатывать и применять методы, с помощью которых она могла бы проникнуть в сложное переплетение отношений, с тем чтобы выявить в них некоторую ясную структуру. Однако применяются ли здесь достаточно разработанные аналитические методы философии? Или, может быть, это переплетение отношений стало со временем столь безнадежно запутанным, что для их анализа окажутся непригодными традиционные, хорошо проверенные философские методы даже при их самом добросовестном применении? Можем ли мы считать, что в таком случае философия техники не только самая молодая, но и самая «запоздавшая» во времени философская дисциплина, усилия которой по формированию собственного предмета исследования и утверждению себя в качестве дисциплины обречены на неудачу, а ее современное состояние предстает перед нами как конгломерат многочисленных «начинаний», следовательно, демонстрирующее нам, пусть в силу объективных обстоятельств, состояние явного застоя?
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply