___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов:
___В последние годы к воспитательной работе вузов заметно ослабло внимание со стороны органов государственной власти, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского Союза ректоров. Это привело к заметному снижению межвузовской координации, нормативно-правового и кадрового обеспечения, отсутствию в макете Устава вуза раздела «Воспитательная деятельность» и этого же показателя в Целевых показателях деятельности высших учебных заведений (приказ ФАО от 28.11.2008 № 1770), отсутствие в типовом положении о новой системе оплаты труда должностей, отвечающих за воспитательную работу в вузах. Это особенно важно в связи с тем, что в последние десятилетия российское общество живет в постоянно изменяющихся условиях: социальных, экономических, правовых и т.д., а жизненные ценности и приоритеты студенческой молодежи радикально изменились. А потому особенно возрастает значимость исследований проблем педагогики, психологии, образования на стыке разных отраслей знания: педагогики и права, педагогики и социологии, педагогики и экономики.
___Для выявления причин дезадаптации студентов и определения специфики процесса адаптации для студентов технических и гуманитарных вузов был проведен ряд социологических исследований среди студентов вузов России1.
___Анализ результатов опроса показывает, что ведущим мотивом поступления в вуз выступает внутренний мотив интереса к профессии (44%), но нельзя не отметить достаточно высокую значимость статусных мотивов. Причем внешние статусные мотивы даже более значимы, чем внешние содержательные. Мотив перспективы найти хорошую работу после вуза занимает вторую позицию в иерархии мотивов, а мотив престижности вуза — третью, т.е. уже на первом курсе для многих студентов актуальны вопросы будущего трудоустройства, а значит, и будущего социального положения. Наиболее ярко выражена значимость статусных мотивов для студентов вузов социально-экономического профиля. В сравнении со студентами других профилей обучения эта категория студентов несколько специфична. Для экономистов характерны более прагматичные мотивы — перспективы хорошей работы после вуза. Студенты технических университетов, так же, как и классических, ориентированы на престиж вуза. Тем не менее, в сравнении со студентами классического университета, их мотивы более прагматичны. Мотивом поступления послужило желание найти хорошую работу после учёбы для почти 20% первокурсников технических университетов, и только для 12% будущих педагогов и по 14% первокурсников классических университетов и отраслевых вузов.
___При исследовании данной проблемы, безусловно, необходимо иметь в виду, что последнее десятилетие внесло очевидные изменения в структуру ценностей и потребно-стей сегодняшних студентов технических вузов. В первую очередь, необходимо отметить значительное влияние такой ценностно-культурной парадигмы, как конкуренция на рынке высококвалифицированного интеллектуального труда. Особенно эта тенденция заметна на престижных факультетах технических вузов, пользующихся повышенной популярностью у молодежи. Другой источник социально-психологического дискомфорта первокурсника — новые требования к организации учебного процесса и к содержанию обучения. Использование школьных методик обучения по принципу «изложение — воспроизведение» в техническом вузе встречается значительно реже. Хорошие показатели по этому параметру социально-психологического самочувствия показывают либо выпускники элитных школ, в которых использовались нетрадиционные методики, либо студенты, обладающие широким кругозором. Оценивая в целом набор социально-психологических качеств студента- первокурсника, выделим общие черты и специфические, связанные с профилем и формой обучения. Для студента-«технаря» ведущее качество — настойчивость в достижении цели, следом идут самостоятельность и порядочность. Отличительный момент в этой портретной характеристике такое качество, как патриотизм, занимающее в сравнении с другими категориями студентов более высокую, пятую, позицию и отражающее гордость за прошлые блестящие и выдающиеся научно-технические достижения страны; студенту-«гуманитарию» в большей степени, по самооценкам респондентов, свойственна порядочность; студентам естественнонаучных специальностей — большая самостоятельность.
___Для выявления причин дезадаптации студентов и определения специфики процесса адаптации для студентов технических и гуманитарных вузов был проведен ряд социологических исследований среди студентов вузов России1.
___Анализ результатов опроса показывает, что ведущим мотивом поступления в вуз выступает внутренний мотив интереса к профессии (44%), но нельзя не отметить достаточно высокую значимость статусных мотивов. Причем внешние статусные мотивы даже более значимы, чем внешние содержательные. Мотив перспективы найти хорошую работу после вуза занимает вторую позицию в иерархии мотивов, а мотив престижности вуза — третью, т.е. уже на первом курсе для многих студентов актуальны вопросы будущего трудоустройства, а значит, и будущего социального положения. Наиболее ярко выражена значимость статусных мотивов для студентов вузов социально-экономического профиля. В сравнении со студентами других профилей обучения эта категория студентов несколько специфична. Для экономистов характерны более прагматичные мотивы — перспективы хорошей работы после вуза. Студенты технических университетов, так же, как и классических, ориентированы на престиж вуза. Тем не менее, в сравнении со студентами классического университета, их мотивы более прагматичны. Мотивом поступления послужило желание найти хорошую работу после учёбы для почти 20% первокурсников технических университетов, и только для 12% будущих педагогов и по 14% первокурсников классических университетов и отраслевых вузов.
___При исследовании данной проблемы, безусловно, необходимо иметь в виду, что последнее десятилетие внесло очевидные изменения в структуру ценностей и потребно-стей сегодняшних студентов технических вузов. В первую очередь, необходимо отметить значительное влияние такой ценностно-культурной парадигмы, как конкуренция на рынке высококвалифицированного интеллектуального труда. Особенно эта тенденция заметна на престижных факультетах технических вузов, пользующихся повышенной популярностью у молодежи. Другой источник социально-психологического дискомфорта первокурсника — новые требования к организации учебного процесса и к содержанию обучения. Использование школьных методик обучения по принципу «изложение — воспроизведение» в техническом вузе встречается значительно реже. Хорошие показатели по этому параметру социально-психологического самочувствия показывают либо выпускники элитных школ, в которых использовались нетрадиционные методики, либо студенты, обладающие широким кругозором. Оценивая в целом набор социально-психологических качеств студента- первокурсника, выделим общие черты и специфические, связанные с профилем и формой обучения. Для студента-«технаря» ведущее качество — настойчивость в достижении цели, следом идут самостоятельность и порядочность. Отличительный момент в этой портретной характеристике такое качество, как патриотизм, занимающее в сравнении с другими категориями студентов более высокую, пятую, позицию и отражающее гордость за прошлые блестящие и выдающиеся научно-технические достижения страны; студенту-«гуманитарию» в большей степени, по самооценкам респондентов, свойственна порядочность; студентам естественнонаучных специальностей — большая самостоятельность.
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
More from my site
:::