Единство логического и исторического

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___На самом деле, случаев, когда исследование движется обратным (по отношению к действительному развитию предмета) путем, очень много. Их можно встретить в «Капитале». Повсеместно они встречаются в жизни (достаточно сослаться на факты нахождения причин по их следствиям). Сам Маркс отмечает эти случаи в своем «Капитале». Вот один из них. «В ходе научного анализа, — пишет Маркс, — исходным пунктом образования общей нормы прибыли являются промышленные капиталы и конкуренция между ними, и только позже вносится поправка, дополнение и модификация вследствие вмешательства купеческого капитала. В ходе исторического развития дело обстоит как раз наоборот. Капитал, который сначала определяет цены товаров более или менее по их стоимостям, есть торговый капитал, и та сфера, в которой впервые образуется общая норма прибыли, есть сфера обращения, опосредствующая процесс производства».
___Однако эти случаи совсем не отрицают единства логического и исторического в том смысле, который мы только что установили. Наоборот, в них это единство также осуществляется неукоснительным образом.
___Средневековые первопроходцы философской мысли в один голос трубят, что надо учитывать, что для соблюдения принципа единства логического и исторического вовсе не требуется, чтобы исследователь везде и всюду придерживался той последовательности категорий, в которой исторически выражались те или иные (соответствующие категориям) отношения. Вопрос о последовательности категорий (а о нем здесь, собственно, и идет речь) нельзя решать просто. Последовательность эта обусловлена задачами и целями исследования, которые в свою очередь определяются объективными факторами.
___Чтобы выяснить причины, обусловливающие последовательность категорий в изложении той или иной науки, необходимо остановиться на двух видах связи, присущих каждому предмету и имеющих определенное отношение к его логике и истории.
___В каждом предмете можно установить двоякого рода связь. Одна связь — историческая — характеризуется тем, что в ней элементы относятся друг к другу как предшествующее и последующее, низшее и высшее, ранее возникшее и возникшее позднее. Примером этой связи является связь ступеней развития. Ступени развития (скажем, человеческого общества) относятся друг к другу как предшествующее и последующее. Первобытное общество предшествует рабовладельческому, рабовладельческое — феодальному и т. д. Историческая связь в таком ее понимании это связь временная. Другой вид связи обладает противоположными свойствами, в ней связываемые элементы выступают не как предшествующее и последующее, но как одновременно существующие. Эту связь в отличие от первой можно назвать структурной, или, точнее, пространственной (так как структура есть и в истории). Примером структурной связи слу-^ жит связь частей надстройки: философии, религии, права и т. п. Нельзя сказать, что в том или ином обществе философия существует раньше права, право раньше религии ит. д. Эти части надстройки даны вместе, они сосуществуют.
___Исторические и структурные связи в различных науках называются по-разному. В языкознании — это диахрония и синхрония, в геологии — вертикальный и горизонтальный разрезы и т. д.
___Отмеченные два вида связи имеют место не только в объектах действительности, но и в науке. В науке также различают историческую связь. А историческим построением науки, или просто историей науки и структурную связь (называемую систематическим построением науки, структурой ее). В основе истории науки (истории физики, истории философии, истории языкознания) лежат связи первого рода, в основе теории науки — связи второго рода. Это, между прочим, и дает основание различать историю физики и физику, историю философии и философию, историю языкознания и языкознание и т. п.
___Хотя историческая и структурная связи одна без другой не существуют и тесно связаны между собой, как, например, диахрония и синхрония в языкознании, тем не менее различать их необходимо. В процессе познания чрезвычайно важно знать, с каким видом связи мы имеем дело: со структурной или исторической. Важно также знать, в какой мере знание исторических связей помогает раскрытию связей структурных, и наоборот. На необходимую, важную связь знания истории и логики предмета указывает Н. Г. Чернышевский: «Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах».
___Значение знания истории предмета для раскрытия его логики глубоко раскрыл В. И. Ленин. «…Самое важное, — говорил Ленин, — чтобы подойти к… вопросу с точки зрения научной, это — не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»2. Исторический подход, учит диалектическая логика, является необходимой предпосылкой раскрытия сущности вещей. Но не меньшее значение имеет и знание структурных связей для раскрытия связей исторических. Нельзя проследить историю предмета, не зная, что собой представляет этот предмет.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply