рассмотрение «Экономическо-философских рукописей 1844 года»

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Итак, рассмотрение «Экономическо-философских рукописей 1844 года» приводит нас к выводу, что Маркс принципиально отличается от Гегеля (а также и от Фейербаха) в своей постановке проблемы отчуждения. Прежде всего, Маркс отвергает гегелевское идеалистическое толкование отчуждения, согласно которому природа есть отчужденное бытие «абсолютной идеи». Далее, Маркс подвергает критике гегелевское понимание отчуждения как раздвоения и объективизации самосознания. Отчуждение, по мысли Маркса, коренится не в сознании, а в бытии, в развитии материального производства, ввиду чего его основной, определяющей формой является отчужденный труд. В силу этого отчуждение представляет собой, с точки зрения Маркса, характеристику исторически определенной человеческой деятельности.
___Маркс, следовательно, отказывается от социологической (и антропологической) универсализации понятия отчуждения, согласно которой отчуждение является следствием всякой человеческой деятельности и поэтому, по существу, неустранимо. Наполняя понятие отчуждения конкретным, историческим, материалистическим (в первую очередь, экономическим) содержанием, Маркс радикально переработал это понятие и придал ему вполне определенный, ограниченный смысл. Но еще более важно то, что Маркс непосредственно связал проблему отчуждения с вопросом о возникновении частной собственности, с анализом капиталистического производства, отношений основных классов буржуазного общества. И, наконец, это, пожалуй, самое важное: Маркс ставит вопрос о происхождении отчуждения, рассматривая последнее не только как исторически преходящее, но и как нечто вторичное, коренящееся в неразвитости общественного производства.
___Для Гегеля, младогегельянцев, «истинных социалистов», а частью и для Л. Фейербаха понятие отчуждения играло роль рычага в создании умозрительной конструкции общественноисторического процесса. Для Маркса это понятие имело позитивное значение в процессе формирования его взглядоз, поскольку оно подводило к пониманию антагонистических общественных отношений. Прежнее значение: оно уже не рассматривается как исходное. Теперь Марко видит в отчуждении вполне определенное исторически обусловленное социальное явление, которое само требует объяснения, выведения из экономического развития общества. Вот почему в «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс употребляют термин «отчуждение» с вполне определенной оговоркой. Так, например, основоположники марксизма пишут: «Это «отчуждение», говоря понятным для философа языком, может быть уничтожено, конечно, только при наличии двух практических предпосылок^. Первая предпосылка — углубление и обострение антагонистических противоречий буржуазного общества.
___Между тем именно это чуждое марксизму воззрение приписывает К. Марксу Л. Кофлер в своей статье «Понимание общества историческим материализмом», где говорится: «Объективация превращается в ходе истории в «отчуждение», когда субъективные цели вступают в противоречие с объективными обстоятельствами».
___Противоречие между сознательной деятельностью людей и объективными условиями может иметь место безотносительно к существованию частной собственности, противоположных классов и т. п., как и противоречие между сознанием и бытием, субъектом и объектом. Отчуждение же, по Марксу, связано с исторически определенными эпохами общественного развития, антагонистическими общественными формациями. Таким образом, Л. Кофлер приписывает историческому материализму то понимание отчуждения, которое свойственно буржуазным социологам. Необходимо, чтобы это отчуждение превратило большинство человечества в совершенно «лишенных собственности» людей, противостоящих в то же время существующему миру богатства и образования»… Второй практической предпосылкой, необходимой для уничтожения отчуждения, Маркс и Энгельс считают «огромный рост производительной силы, высокую степень ее развития». При этом они подчеркивают, что этот огромный рост производительных сил «является абсолютно необходимой практической предпосылкой», так как «лишь с этим универсальным развитием производительных сил устанавливается универсальное общение людей».
___В этих формулировках, научно излагающих материалистическое понимание предпосылок коммунизма, понятие «отчуждение» уже не играет прежней роли. Поэтому-то, употребляя этот термин, Маркс и Энгельс оговариваются: «…говоря понятным для философа языком», и заключают в кавычки само слово «отчуждение». По существу же речь идет лишь о том, что частная собственность и соответствующие ей формы общественного разделения труда представляют собой неизбежное следствие недостаточного развития производительных сил общества.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply