___Директор по технологии и качеству нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов ОТК:
___Далее мы подробно рассмотрим функции управления качеством. Сейчас же нам важно подчеркнуть, что все они логически связаны между собой, и последовательная реализация функций общего руководства и оперативного управления качеством образует единый непрерывный процесс управления качеством продукции в масштабе всего предприятия, который может быть представлен в виде функциональной схемы.
___Структура и функции управления качеством самая важная часть системы. Эта схема включает в себя два аспекта управления качеством: общее руководство качеством со стороны высших руководителей предприятия, к функциям которых относятся: взаимодействие с внешней средой, принятие стратегических и важных оперативных решений в области качества, определение политики и планов предприятия по качеству, организация работы по качеству, обучение и мотивация персонала; оперативное управление качеством руководителями среднего и низового звена, которые выполняют оперативное планирование работ и контролируют качество в процессе производства, организуют информационное обеспечение и разработку мероприятий, принимают оперативные решения и внедряют их в производство.
___Эти два аспекта управления представляют собой два взаимосвязанных контура управления, которые иногда называют вертикальной и горизонтальной петлей управления. Кроме этого, процесс оперативного управления качеством (горизонтальную петлю управления) иногда называют петлей качества.
___Таким образом, принцип (концепция) управления качеством заключается в скоординированном воздействии на производство руководителей разных уровней путем реализации функций общего руководства и оперативного управления качества с целью обеспечения качества продукции.
___Высшие руководители, выполняя функции общего руководства качеством, задают руководителям среднего звена определенные параметра качества, которые в дальнейшем обеспечиваются и поддерживаются путем оперативного управления качеством.
___Конечно, описанный процесс управления качеством — всего лишь схема, принцип управления. В жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один описанный выше цикл управления. Если вдуматься — подобные циклы реализуются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом каждый раз выполняются если не все, то многие из отмеченных здесь функций, которые при последовательной реализации образуют процесс управления качеством (рис. 6.5).
___Дополнительно к изложенному принципу управления качеством следует сказать и об известном цикле PDCA (рис.6.6), который в последнее время широко пропагандируется и рекомендуется для применения при организации управления качеством на предприятиях.
___Здесь, в отличие от реализации перечисленных выше функций управления качеством, предусматриваются выполнение четырех этапов работ: планирование (Plan — Р); выполнение работ — действие (Do — D); контроль результатов (Check — С); корректирующее действие (Action — A). Работа по циклу может повторяться до тех пор, пока не будет достигнут запланированный результат.
___Однако такой, на первый взгляд, очевидный состав и последовательность действий требует уточнения при более детальном анализе. В самом деле, чтобы планировать работу, нужно иметь все необходимые исходные данные (политику, контракт, загрузку производства, возможности поставщика), а перед выполнением работы её нужно организовать, обеспечить минеральными ресурсами и персоналом. После контроля выполненной работы нужно сначала проанализировать полученные результаты (информацию), разработать корректирующие меры и принять решения, прежде чем переходить к их реализации.
___То есть, для организации управления качеством на предприятиях необходимо дополнить цикл PDCA функциями, которые не указаны в цикле и выполняются высшим и средним звеном управления. Среди этих функций — взаимодействие с внешней средой (в том числе с потребителями и поставщиками ресурсов), определение политики и планирование в области качества, организация работ, обучение и мотивация персонала, а также важнейшие функции науки управления — принятие решений и информация, выполняющие роль связующих процессов на всех уровнях управления. Все эти функции фактически выполняются при управлении качеством, и в силу своей важности и равнозначности с этапами цикла PDCA их нужно было также учесть в этом цикле.
___Но, поскольку в цикле PDCA не указан объект управления (производственный процесс), то вместо простого дополнения цикла недостающими функциями была разработана схема. Что касается этапов работ, перечисленных в цикле, то они вполне очевидны, но могут быть достаточными только на уровне конкретных исполнителей, когда для реализации этих этапов выполнены все необходимые функции руководителями высшего и среднего звена. Поэтому заманчивый в своей простоте и наглядности цикл PDCA даже с большой натяжкой не может применяться для организации управления качеством в рамках всего предприятия.
___Структура и функции управления качеством самая важная часть системы. Эта схема включает в себя два аспекта управления качеством: общее руководство качеством со стороны высших руководителей предприятия, к функциям которых относятся: взаимодействие с внешней средой, принятие стратегических и важных оперативных решений в области качества, определение политики и планов предприятия по качеству, организация работы по качеству, обучение и мотивация персонала; оперативное управление качеством руководителями среднего и низового звена, которые выполняют оперативное планирование работ и контролируют качество в процессе производства, организуют информационное обеспечение и разработку мероприятий, принимают оперативные решения и внедряют их в производство.
___Эти два аспекта управления представляют собой два взаимосвязанных контура управления, которые иногда называют вертикальной и горизонтальной петлей управления. Кроме этого, процесс оперативного управления качеством (горизонтальную петлю управления) иногда называют петлей качества.
___Таким образом, принцип (концепция) управления качеством заключается в скоординированном воздействии на производство руководителей разных уровней путем реализации функций общего руководства и оперативного управления качества с целью обеспечения качества продукции.
___Высшие руководители, выполняя функции общего руководства качеством, задают руководителям среднего звена определенные параметра качества, которые в дальнейшем обеспечиваются и поддерживаются путем оперативного управления качеством.
___Конечно, описанный процесс управления качеством — всего лишь схема, принцип управления. В жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один описанный выше цикл управления. Если вдуматься — подобные циклы реализуются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом каждый раз выполняются если не все, то многие из отмеченных здесь функций, которые при последовательной реализации образуют процесс управления качеством (рис. 6.5).
___Дополнительно к изложенному принципу управления качеством следует сказать и об известном цикле PDCA (рис.6.6), который в последнее время широко пропагандируется и рекомендуется для применения при организации управления качеством на предприятиях.
___Здесь, в отличие от реализации перечисленных выше функций управления качеством, предусматриваются выполнение четырех этапов работ: планирование (Plan — Р); выполнение работ — действие (Do — D); контроль результатов (Check — С); корректирующее действие (Action — A). Работа по циклу может повторяться до тех пор, пока не будет достигнут запланированный результат.
___Однако такой, на первый взгляд, очевидный состав и последовательность действий требует уточнения при более детальном анализе. В самом деле, чтобы планировать работу, нужно иметь все необходимые исходные данные (политику, контракт, загрузку производства, возможности поставщика), а перед выполнением работы её нужно организовать, обеспечить минеральными ресурсами и персоналом. После контроля выполненной работы нужно сначала проанализировать полученные результаты (информацию), разработать корректирующие меры и принять решения, прежде чем переходить к их реализации.
___То есть, для организации управления качеством на предприятиях необходимо дополнить цикл PDCA функциями, которые не указаны в цикле и выполняются высшим и средним звеном управления. Среди этих функций — взаимодействие с внешней средой (в том числе с потребителями и поставщиками ресурсов), определение политики и планирование в области качества, организация работ, обучение и мотивация персонала, а также важнейшие функции науки управления — принятие решений и информация, выполняющие роль связующих процессов на всех уровнях управления. Все эти функции фактически выполняются при управлении качеством, и в силу своей важности и равнозначности с этапами цикла PDCA их нужно было также учесть в этом цикле.
___Но, поскольку в цикле PDCA не указан объект управления (производственный процесс), то вместо простого дополнения цикла недостающими функциями была разработана схема. Что касается этапов работ, перечисленных в цикле, то они вполне очевидны, но могут быть достаточными только на уровне конкретных исполнителей, когда для реализации этих этапов выполнены все необходимые функции руководителями высшего и среднего звена. Поэтому заманчивый в своей простоте и наглядности цикл PDCA даже с большой натяжкой не может применяться для организации управления качеством в рамках всего предприятия.
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
More from my site
:::