ценности

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Продавать-Много.РФ».
___С точки зрения многих авторов в философии, аксиологии и психологии судьбу цивилизации, нации, отдельной личности определяют ценности, которыми они руководствуются. При этом молодое поколение является носителем ценностного аттрактора будущего. Поэтому воспитание ценностей студенческой молодежи, сохранение преемственности ценностей между поколениями и сохранение гуманистических ценностей в молодежной среде является для системы высшего образования важной задачей. «Сущность реализации влияния на становление ценностей и смысла заключается в создании учреждениями высшего образования, общества и государственной политикой условий для технологий интеллектуальной деятельности с целью самопознания, саморазвития и самосовершенствования личности студентов, а также для самоисследования, понимания и формирования студентами ценностно-смысловых оснований как своей личности, своих социальных ролей, так и будущей профессиональной деятельности».
___Если в профессиональной подготовке большинства специалистов социономических профессий (педагогов, психологов, социальных работников) присутствует большое количество тренингов, спецкурсов нацеленных непосредственно на формирование ценностной сферы личности студентов (А. Ю. Антропова, Т. В. Власов, Л. В. Зубова, Н. И. Иванцев, А. П. Иванчук, Т. А. Кадыкова, М. К. Кременчугская, Д. С. Мацко, Л. В. Романюк, С. Н. Симоненко, М. С. Яницкий и др.), то в области медицинского образования данная задача подобными методами решена быть не может, вследствие перегруженности учебного процесса специальными профессиональными дисциплинами, что приводит к снижению доли гуманитарных дисциплин в учебных планах. А интенсификация процесса обучения из-за непрерывного роста объемов профессиональной информации, так же не дает возможности активизировать студентов на данные тренинги во вне учебное время. Поэтому становится актуальным развитие возможностей опосредованного влияния на формирование ценностной сферы личности студента-медика в рамках гуманитарного образовательного блока. В ходе нашего исследования (в рамках научно-исследовательской работы кафедры философии ОНМедУ по теме «Методологические проблемы разработки новой теории психики и нооэтики в контексте постнеклассики» гос. регистр. № 01080011002) были изучены когнитивные факторы развития ценностной сферы личности студентов-медиков в период ранней профессионализации. Основные ценности, которые можно подарить на день рождения сегодня, мыловар интернет магазин предоставляет по самым выгодным ценам.
___При обучении на первом курсе ВУЗа у студентов, бывших школьников, резко возрастает скорость и количество поступающих в когнитивную сферу личности различных видов информации: это большие массивы учебной информации по различным дисциплинам, это новая организационно-социальная информация, это межличностная информация (большое количество новых социальных контактов), это внутриличностная информация, связанная с изучением и рефлексивными переживаниями медицинских и психологических аспектов. При этом когнитивные возможности и методики переработки поступающей в сферу личности студентов-медиков информации, остаются старыми, рассчитанными на скорость и объемы информационного потока школьного периода обучения. Это приводит к резкому росту концентрации несистематизированной информации, росту хаотизации когнитивной сферы и возникающему стихийному процессу перестройки данной сферы личности в неблагоприятных обстоятельствах (высокий уровень агрессивности информационно-эмоциональной среды, характерной для медицинского образования, недостаточный уровень развития когнитивных навыков учащихся, низкий общий уровень адаптивности личности современного поколения студентов). Подобные же процессы реорганизации происходят и в ценностной сфере личности студентов-медиков, в связи с вхождением в нее ценностей профессиональной группы.
___Особенностями состояния как когнитивной, так и ценностной сфер личности студентов-медиков, характерными для начала профессионального образования, является определенный уровень хаотизации данных сред, вследствие изменения характера учебного процесса и социального статуса студентов. Нахождение среды в точке бифуркации, приводит к изменениям ее поведения и закономерностям ее регулировки. Так с точки зрения С. П. Курдюмова, для сред в таком состоянии наиболее значимыми становятся не «приток» ресурсов к среде, а организация «стоков».
___Рассматривая личность с позиции концептуальной модели психо синергетики «нелинейное целое в нелинейном целом», где личность как целое, включает с себя два других целых — ценностную и когнитивную сферы личности, мы предположили, что изменение когнитивной сферы, более доступно по способам воздействия и скорости преобразований именно на этапе ранней профессионализации, а увеличение когнитивных возможностей личности приведет и к увеличению скорости адаптации, структуризации и ее ценностной сферы, а соответственно к менее травматичному и более сбалансированному выходу из внутриличностных ценностных конфликтов юношеского возраста и периода вхождения профессиональных ценностей в структуру ценностной сферы личности студента- медика.
___Исходя из постнеклассического понимания закономерностей процесса поведения сред в точке бифуркации и фрактальному принципу протекания аналогичных процессов в сложных нелинейных самоорганизующихся средах, мы предположили, что наиболее адекватными методиками развития когнитивной сферы личности студентов-медиков будут методики: а) организующие формирование навыков самоорганизации «стоков» концентрации информации за счет отбрасывания не информационно емкой, личностно направленной составляющей информационного потока; б) развивающие высшие мыслительные операции, за счет перехода к более емким единицам анализа информации, тренировки мыслительных операций классификации (по различным основаниям) и систематизации; в) стимулирующие развитие визуального мышления, за счет интеграции вербальной и визуальной форм переработки информации (методика «Удаление лишнего», входящая в когнитивный блок метода «Создающая Сила», разработанного И. В. Ершовой- Бабенко). Что в свою очередь активизирует выработку индивидуальной картины мира и личностную самоорганизацию студентов в процессе обучения.
___В ходе исследования были получены данные о когнитивных составляющих личности студента-медика: высокий и средний уровни предметно-действенного, словесно логического, наглядно-образного и креативного мышления, низкий и средний уровень развития абстрактно-символьного мышления, рефлексивный когнитивный стиль, полезависимость. Ценностная сфера личности студента-медика имеет типичные для ювеналов доминирующие индивидуалистические ценности (ценность «Самостоятельность» и «Доброта»), а отторгаются студентами-медиками ценности социального воздействия с помощью аппаратного или имущественного ценза (ценности «Власть» и «Традиция»). Также в структуре ценностной сферы студентов представлены гуманистические ценности, типичные для социономических профессий. В пространственно-временной осевой структуре ценностной сферы личности выделена биполярная ось «Открытость изменениям — консерватизм», которая активно меняется в исследуемый период.
___На основе корреляционного анализа, выявлены многочисленные взаимосвязи между показателями ценностной сферы и когнитивных составляющих личности, особенно наглядно-образного, креативного и предметно-действенного мышления и фактора личностного интеллекта В (методика 16-PF Р Кеттелла). Факторный анализ полученных данных позволил выявить три совокупности факторов, характеризующих виды соотношения целых в концептуальной модели «нелинейное целое в нелинейном целом»: уровень влияния личности на ее составляющие, уровень соотношения составляющих личности между собой, уровень организационной целостности отдельных составляющих личности. Выявлена пятифакторная модель, характеризующая преимущественный вес когнитивных составляющих личности студента-медика в соотношении когнитивных и ценностных показателей: «Полезависимость — поленезависимость», «Рефлексивность», «Нагляднообразный тип мышления», «Предметно-действенный тип мышления» и «Абстрактносимвольный тип мышления».
___С помощью качественного анализа установлено, что для респондентов с разными доминирующими когнитивными составляющими характерны определенные особенности структуры и конфликтности ценностной сферы личности, а интегральные когнитивные составляющие — когнитивные стили — связаны еще и с адаптивностью ценностной сферы личности студента-медика. При высоком уровне развития: а) предметно-действенного мышления — возрастает значимость гуманистических, консервативных и просоциальных ценностей; б) наглядно-образного мышления — доминируют одновременно гуманистические и гедонистические ценности, но при этом снижается ценность личного здоровья; в) словеснологического мышления — высокая сформированность блока профессиональных ценностей (ценности «Конформизм» и «Универсализм»); г) абстрактно-символьного мышления — снижаются потребности в личностном самовозвышении и возрастает значимость социально активной позиции, потребность в познании нового, прекрасного, значимость ценностей личного успеха и счастья, гуманистических ценностей и открытости изменениям, при снижении консервативности личности. Рост уровня личностного фактор интеллекта приводит к проявлению прагматичности в структуре ценностной сферы, усилению стремления достичь социального признания и влияния на людей за счет личностных и профессиональных достижений, познания социального ресурса (власти, социальной активности).
___После формирующего влияния на когнитивную сферу студентов-медиков в рамках курса «Психологии» показатели когнитивных составляющих исследованных получили статистически значимые изменений: у студентов экспериментальной группы выявлено повышение уровня абстрактно-символьного мышления на 12,70% (t=-1,856 р<0,1) и личностного интеллекта на 4,29%, а у студентов контрольной группы - снижение этих показателей соответственно на 13,24% (t=2,137 р<0,05) и на 7,08% (t=2,237 р<0,05). Развитие индивидуально-психологических когнитивных составляющих студентов-медиков привело к активизации процесса внутриличностной самоорганизации, что отразилось как на изменении когнитивных черт личности, так и на структуре и конфликтности их ценностной сферы: а) повысилась дифференцированность ценностей, снизился максимализм в ценностной сфере; б) снизилась несогласованность (конфликтность) между уровнем идеалов и приоритетов поведения по большинству ценностей; в) вырос консерватизм ценностной сферы, а также на уровне приоритетов поведения вырос вес трансцендентних ценностей, то есть уменьшилось деструктивное влияние на гуманистические ценности личности студентов- медиков прагматизация социального аксиопространства и особенностей медицинского образования на первых курсах.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply