отождествление «роли» и «функции»

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Социологически очень важно различать функцию и роль. Например, Э.Дюркгейм этого не делает. Его отождествление «роли» и «функции» можно понять только в целостном контексте: «Мы не можем использовать термины «цель» или «объект» и говорить о цели разделения труда, так как это значило бы предполагать, что разделение труда существует специально для результатов, которые мы стараемся определить. Термины «результаты» или «следствия» также не могут удовлетворить нас, так как они никак не выражают идею соответствия. Наоборот, слово «роль» или «функция» имеет то большое преимущество, что содержит эту идею, ничего не указывая насчет того, как установилось это соответствие; происходит ли оно от преднамеренного и заранее задуманного приспособления или от последующего приноравливания». Французский социолог — и в этом его выдающаяся заслуга — наряду с целевым и причинным объяснением вводит в социологию функциональное объяснение. Это действительно важно — ведь даже великие логики XX в. предпочитали противопоставлять между собой только причинное и целевое объяснение. В социологической литературе обычно подчеркивают именно функциональное объяснение, но противопоставляют его только причинному объяснению.
___Можно еще более усилить эту позицию, отметив одновременно и целевое объяснение. Справедливости ради необходимо отметить, что Э. Дюркгейм пишет: «Слово «функция» употребляется в двух довольно различных значениях. Оно означает либо систему жизненных движений, — отвлекаясь от их последствий, — либо отношение соответствия, существующее между этими движениями и какими-то потребностями организма». Останавливая свой выбор не на «функции — движении», Э.Дюркгейм вынужден отождествить «роль» и «функцию». Но при этом идея «соответствия» позволяет собрать в единое предметное пространство и функциональность, и структурность, и аналогичность. Становится понятным, почему, — как писал П. Монсон, — «в пределах этой традиции термины структура и функция являются двумя понятийными столпами, которые вновь и вновь появляются в различных видах и сочетаниях».
___Понимание призвания заметно углубилось с точки зрения дюркгеймовского разграничение двух типов социальной солидарности — механической и органической, которые соотносятся с меньшей или большей степенью социальной дифференциации. В современном ему обществе (что в еще большей мере относится к индустриальным обществам XX и XXI вв.) Дюркгейм отмечает растущую тенденцию «сделать из разделения труда повелительное правило поведения и навязать его в качестве долга». Соответственно, утрачивает значение абстрактное (общекультурное) понимание призвания, когда «совершенным человеком» «казался тот, кто, умел интересоваться всем, не привязываясь ни к чему исключительно». Дюрк- гейм критически относится к «дилетантизму». Дилетантам — людям, «единственная забота которых — сформировать и усовершенствовать все свои способности, однако, определенно никак не используя их и не жертвуя ни одной из них», Дюркгейм противопоставляет «компетентных людей».
___Для «компетентного человека», по его оценке, присуще следующее: он «не стремится быть всесторонним, но производит», «имеет свою ограниченную задачу и посвящает себя ей», «делает свое дело, оставляет свой след». На этой основе Дюркгейм обосновывает современный категорический императив морального сознания»: «сделай себя способным с пользой осуществлять определенную функцию».
___Отмечая, одновременно, что это только одна сторона категорического императива, которая в своем развитии приведет к тому, что «ремесло прогрессирует, а ремесленник регрессирует». В связи с такой формулировкой проблемы и возникает динамический конфликт, который «не содержит в себе ничего удивительного, так как нравственная жизнь отвечает различным и даже противоречивым потреб- ностям». Такое понимание позволило французскому социологу не только противопоставить дилетантизм и компетентность, но и акцентировать профессионализм как важнейшее качество призвания и развить функционально-ролевой подход в теории «призвания». Применительно к исследуемой нами проблеме педагогического призвания это позволяет поставить вопрос о степени и уровнях профессионализма педагогов — людей, занятых профессиональной педагогической деятельностью. Или — иначе — о качестве педагогического труда. Но акцентируем и другую сторону проблемы: в педагогике сотрудничества успех педагога (т.е. наиболее полная реализация им своего призвания) неотделим от его взаимодействия, взаимопонимания, со-творчества с учащимися, студентами.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply