Профессиональная адаптация

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Продавать-Много.РФ».
___Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. Различия в трактовке целевых ориентаций («целей» — в широком смысле) человека обусловливает разные варианты возможной адаптивной направленности: гомеостатический вариант (адаптивный исход здесь состоит в достижении равновесия), гедонистический вариант (адаптивный исход — наслаждение, избегание страданий), прагматический (адаптивный исход — практическая польза, успех) и т. п.
Успешность адаптации человека как субъекта труда к деятельности в конкретной организационной структуре на разных ее уровнях сопряжена с адекватностью его рефлексии разных «логик», закономерностей, факторов взаимодействия разных систем («субъект-объект», «субъект-субъект» и др.) и соответствующей им активности человека как индивида, как субъекта, как личности, как индивидуальности.
Профессиональная адаптация специалиста обусловлена обстоятельствами внешнего и внутреннего характера
Внешние обстоятельства и факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя: 1) особенности целей, организации, содержания, технологий, средств профессиональной деятельности; 2) своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность.
внутренние обстоятельства и факторы профессиональной адаптации специалиста — это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости и адаптивности как качеств личности и организма, адекватность мотивации профессиональной адаптации её требованиям.
Профессиональная адаптация плотников позволяет им быстро доставить и смонтировать клееный брус дома под ключ цена которого в итоге получается практически в полтора раза ниже среднерыночной. В профессиональной адаптации специалиста базовую, определяющую роль играют внешние факторы, предметные области и сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают своеобразным профессиональным полем, в которое попадает специалист.
Успешность профессиональной адаптации специалиста зависит от ряда ведущих факторов:
. наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок:
— соответствующей подготовленности,
— достаточного уровня адаптивности,
— мотивации профессиональной деятельности,
— чётких представлений о содержании и условиях этой деятельности.
. особое внимание самого специалиста, руководителей и трудового коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации;
. осуществление процесса адаптации с учётом особенностей специалиста, закономерностей, как самого этого процесса, так и развития социальной среды;
. специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.
Кризисы профессионального становления личности.
Кризисы профессионального становления — это непродолжительные по времени периоды, связанные с кардинальной перестройкой личности и изменениями вектора ее профессионального развития.
В процессе проф.становления личности выделяют следующие стадии: оптации, проф.образования и подготовки, проф.адаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства. Переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления:
Проф.становление личности начинается со стадии оптации — формирования проф.намерений. К 14 годам уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от проф.намерений изменяется и мотивация. Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего — кризис учебно-профессиональной ориентации. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения проф.образования или проф.подготовки.
На стадии проф.образования многие переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности проф.выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы проф.обучения, преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную.
После завершения проф.образования наступает стадия проф.адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется проф.ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и принципиально новый вид ведущей деятельности. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Возможны два варианта разрешения кризиса: 1)конструктивный: активизация проф.усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; 2)деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение проф.функций.
Следующий нормативный кризис проф.становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3-5 лет работы. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшем проф.росте, в карьере. При отсутствии перспектив проф.роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии. Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии.
Дальнейшее проф.развитие специалиста приводит его к вторичной профессионализации. Специалист становится профессионалом. Во многих случаях качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим проф.положением. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию проф.становления — стадию мастерства.
Стадия мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего проф.развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Проф.самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми. Кризис социально-профессиональной самоактуализации, — это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса — увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.
Следующий нормативный кризис проф.развития обусловлен уходом из проф.жизни. По достижении определенной возрастной границы человек уходит на пенсию. Для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья. Для снятия кризисных явлений оправдано было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинга социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров.
После ухода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность в прошлое и ориентация на прошлый опыт. Неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Наступает кризис социально-психологической адекватности. Способы преодоления: «новые старики» могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в привычных сферах профессиональной деятельности, заняться обобщением своего индивидуального опыта в форме книги воспоминаний, любительскими видами декоративно-прикладных ремесел и т.п. Главное — насытить жизнь активной деятельностью.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply