Умение

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала «Продавать-Много.РФ».
___Умение это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшее некоторые черты оперативности
На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием , по мере тренировки достигается преобразование умения в навык. При этом происходит изменение ориентировочной основы действия.
В трудовой деятельности наибольшее значение раньше имели двигательные навыки, как необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека. В связи с этим большинство исследований посвящено именно двигательным навыкам. Умение раскрывает массу перспектив. Например нашими дворовыми мастерами самоделкиными, была спроектирована и установлена выдающаяся игровая площадка для детей и молодёжи, которая смогла учесть все пожелания жильцов соседних домов. Структура двигательного навыка проанализирована Н.А.Бернштейном. Бернштейн говорит о том , что в процессе упражнения идет построение навыка. Каждый двигательный навык представляет многоуровневую структуру. Таких уровней Бернштейн выделяет пять , начиная с низшего , локализующегося в спинном мозгу и до высшего — кортикального . В каждом навыке какой-то уровень будет ведущим — остальные фоновыми. (Например: осанка — руброспинальный уровень; письмо — кортикальный). При изменении условий деятельности может быть переключение ведущего уровня, хотя это очень трудно. Каждый из этапов выработки двигательного навыка представляет собой не пассивное «отдавание» воздействиям , идущим извне, хотя бы и с собственной проприоцептивной периферии, а активную психомоторную деятельность, образующую и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения.(Бернштейн)
Формирование двигательного навыка представляет собой целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз разного смысла и качественно различных механизмов. Выработка двигательного навыка — есть смысловое цепное действие.
В построении любого навыка Бернштейн выделяет два периода.
Первый период — собственно построения навыка.
Включает фазы:
Фаза установления ведущего уровня. ( Эта фаза практически предрешена. В детстве на начальной стадии это уровень С, а у взрослых — уровень Д. Указанные уровни держат монополию на роль ведущих на начальной стадии всех формируемых навыков).
Фаза определения двигательного состава навыка (т.е. формы и внешнего характера движения. Кроме чисто подражательной стороны фаза имеет и творческое содержание. В этой фазе происходит индивидуальная пригонка особенностей двигательного состава к личным свойствам упражняющегося).
Фаза выявления адекватных сенсорных коррекций ( Это самая трудная из всех фаз. На ней определяются внутренние управляющие навыком сенсорные сигналы — коррекции. По мере накопления их происходит их внутренняя сортировка)
Фаза росписи или развертки сенсорных коррекций (На этой фазе сенсорные коррекции разносятся по адекватным уровням).
Фаза автоматизации ( автоматизация — это переключение ряда координирующих элементов двигательного акта на нижележащие уровни более адекватные именно для этих коррекций . Автоматизация может состоять в использовании готовых фонов и в выработке специальных автоматизмов. В каждом навыке осознается только состав, определяемый его ведущим уровнем. Если ведущий уровень очень высок, то бессознательные фоновые цепи коррекций могут быть очень сложными по составу и длительными по времени. Внешняя форма таких частей навыков называется машинальными действиями).
Основная задача операций первого уровня обеспечить точность и стандартность выполнения навыка.
Второй период — стабилизации.
.Фаза срабатывания элементов навыка.(фоновых уровней с ведущими. Трудность срабатывания в том, что все потоки информации и потоки коррекционных импульсов падают на одну и ту же исполнительскую систему. Это так называемое явление симмультанной интерференции. Если она протекает болезненно, то появляется «плато» уже автоматизированного действия, т.е. навык не совершенствуется, а зависает на одном уровне. )
Фаза стандартизации (борьба за то чтобы движение не выходило за уровень допустимой вариативности. Стандартизация означает стандартность иннервации, формул и штампов. ЦНС вырабатывает для стандартизации определенные коррекции и автоматизмы направленные на сохранение у движения устойчивой формы.)
Фаза стабилизации (отрабатывается стабильность двигательного навыка, сопротивляемость его сбивающим влияниям В качестве сбивающих влияний могут выступать внешние и внутренние помехи и осложнения. Особое внимание здесь привлекает такое явление как деавтоматизация — частичный или полный распад навыка. Деавтоматизация возникает когда по какой то причине подчиненный уровень становится ведущим или когда движение само переключается на иной, непривычный ему уровень. На основе этого механизма разработан праксиметрический метод «искуственной деавтоматизации»).
Во втором периоде осуществляется расширение того диапазона внешних и внутренних условий , в границах которых реализация навыка не имеет опасности быть сбитой.
Сам двигательный навык очень сложная структура: в нем всегда имеются фоновые уровни, ведущие и вспомогательные звенья, автоматизмы и т.д./ В действительности запечатление условных связей может происходить молниеносно быстро. Это можно объяснить могоуровневым активным строительством навыка. Динамика развития навыка состоит в том, что там где есть развитие , то каждое следующее упражнение лучше предыдущего, то есть не повторяет его. Фактически идет повторение без повторения. Упражнение представляет собой не повторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения этой задачи, а процесс решения, от раза к разу изменяя и улучшая средства этого решения.
Опр. Двигательный навык есть координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.
Построение навыка длительно во времени. Это обусловлено тем, что активный поиск наиболее адекватного решения, происходящий в ЦНС, требует значительных временных затрат. Добавляют затраты времени нестандартность задач и фона общей обстановки, в которых происходит построение навыка.
Исходя из концепции Бернштейна мы относительно любого сенсомоторного навыка можем определить в каком периоде и фазе он находится данный момент и какие мозговые структуры задействованы. Следовательно, можно моделировать процесс формирования навыка.
Существует ряд универсальных механизмов формирования навыков. Механизм поэтапности формирования навыка. При формировании навыка необходимо использовать поэтапный метод освоения навыка. Смысл разбиения процесса освоения навыка на этапы заключается в том, что вначале учащемуся предлагается набор частных заданий, которые не так уж сложно освоить, а затем и все действие в целом.
Механизм обратной связи направлен на постоянное совершенствование навыка. В отличие от рефлекса, любой навык имеет допустимый диапазон условий, в которых он осуществляется с высокой эффективностью. При незначительном изменении этих условий и через механизм обратной связи получение сигнала об этих изменениях, навык перестраивается адекватно этим условиям.
Механизм переноса (интерференция) навыка заключается в том, что уже приобретенный навык имеет тенденцию воспроизводится в новой деятельности, если ее условия сходны с той, в которой навык вырабатывался. Таким образом осуществляется перенос навыка . Перенос может быть положительным и отрицательным. Например, навык плавного нажима ногой на педаль швейной машины может быть успешно перенесен на работу с педалью газа на автомобиле. Это положительный перенос. Навык контроля ситуации на дороге при правостороннем движении, перенесенный на левостороннее движение — отрицательный. Ниже приводится таблица, раскрывающая связь условий деятельности и результативности переноса навыка.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply