Гегелевская онтологическая концепция

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Гегелевская онтологическая концепция отчуждения полностью отбрасывается Фейербахом, который разоблачает ее как одну из модификаций христианского учения о сотворении мира. Что касается гносеологических и социологических аспектов проблемы отчуждения, то они, по существу, оказались вне поля зрения немецкого материалиста. Его интересует отчуждение главным образом как источник религиозных, как правило, антропоморфических представлений о существовании.
___Гегель, отмечает К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», «ухватывает сущность труда и понимает предметного человека, истинного, потому что действительного, человека как результат его собственного труда… Он рассматривает труд как сущность, как подтверждающую себя сущность человека». Но далее Маркс подчеркивает идеалистический характер гегелевского понимания труда: «Гегель знает и признак? только один вид труда, именно абстракт но-духовный труд. Таким образом, Гегель признает за сущность труда то, что вообще образует сущность философии, а именно — самоотчуждение знающего себя человека, или мыслящую себя самоотчужденную науку…», а также сверхъестественных сил, определяющих судьбу каждого человека. Отчуждение, с точки зрения Фейербаха, составляет основную причину религиозного удвоения мира.
___Каков же характер этого порождающего религию отчуждения? Чтобы понять, надо купить кроссовки саукони, так Фейербах полагает, что оно носит антропологический характер, т. е. вытекает из природы человека как существа природного, чувственного, страдающего, смертного и т. д. «Место рождения бога,— говорит Фейербах,— исключительно в человеческих страданиях. Только из человека заимствует бог все свои определения,— бог есть то, чем человек хочет быть…»’. Человек стремится избежать страданий, поэтому бог пребывает в состоянии нерушимого блаженства. Человек не хочет смерти, мечтает умножить свою власть над внешним миром; поэтому бог бессмертен и всемогущ. Религиозное представление о боге есть, таким образом, фантастическое представление о человеке. Христианство есть, в сущности, христология, так как вера в Христа есть «вера в человека». Следовательно, и поклонение богу есть поклонение человеку, ибо божественное это и есть человеческое в его абсолютизированной и вместе с тем отчужденной форме. «Божественная сущность,— писал Л. Фейербах,— есть не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от границ природы…»3. Но что же превращает человеческую сущность в нечто отличное от нее самой, что ставит ее над человеком как силу, перед которой он становится на колени, которая внушает ему страх и надежду, перед которой он постоянно чувствует свое бессилие? В чем причина господства над людьми религиозных представлений, которые являются всего лишь человеческими представлениями о человеческом? Что заставляет человека становиться на колени перед самим собой, молиться самому себе, страшиться самого себя?
___Философский антропологизм Фейербаха, чуждый историческому рассмотрению человеческой природы, по существу, исключает возможность ответа на эти вопросы. Фейербах, правда, говорит, что у человека нет никакого органа, порождающего религиозные предрассудки, и что, следовательно, религия не вечна. Но поскольку религиозное отчуждение отражает, согласно его учению, антропологическую, природную ограниченность человека, постольку оно непреходяще. Фейербах полагает все же, что религия как фантастическое воззрение, как господство порождений человеческой фантазии над людьми не вечна. Религиозное чувство, по его учению, возможно и в иной, не фантастической форме. В таком случае оно уже не унижает, а, напротив, возвышает человека. Это уже религия без бога, ее основным положением является: человек человеку бог. Такая религия, на создание которой претендовал Фейербах, является по сути дела атеизмом, гуманизмом, однако немецкий материалист все же пытается сохранить от религии какое-то рациональное, по его мнению, содержание, ибо сущность религии, с его антропологической точки зрения, это сущность сердца, которое не может не верить, не любить. Как отмечает Энгельс, Фейербах проделывает этимологический фокус, выводя сущность религии из латинского слова religare (связывать). Религия в своем очищенном от фантастики виде (как будто возможна такая религия!) духовно связывает людей, преодолевает отчуждение между ними, наполняет их любовью друг к другу и т. д.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply