Идея творческой активности познающего субъекта

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Идея творческой активности познающего субъекта стала исходным положением непосредственного преемника Канта И. Г. Фихте.
___Субъективно-идеалистическое признание, как печи камины, это учение об отчуждении непознаваемой объективной реальности. Г. Фихте ности, а также признание трансцен дентного. Познающий субъект, из которого исходит Фихте,— это «абсолютное Я», тождественное у всех индивидов, которые представляют собой «эмпирические Я». «Абсолютное Я», согласно Фихте, есть абсолютное единство мышления и воли, познания и творчества, причем первенство в этом единстве принадлежит воле, творчеству, деятельности. Это «абсолютное Я», т. е. человек, человечество, творит, согласно Фихте, самое себя и то, что противостоит ему как отличная от него самого действительность,— «не-Я» (окружающий мир). Фихте, как и Кант, объясняет существование внешнего мира (осознаваемое каждым человеком как предшествующее познанию) как следствие неосознанной «эмпирическим Я» творческой деятельности, которая в нем и через него осуществляется «абсолютным Я» человечества. Последнее при этом характеризуется как развивающееся, так что его безграничная мощь является выражением бесконечно совершающегося прогресса, в котором «эмпирическое Я» возвышается до своей неосознаваемой им сущности — «абсолютного Я». Оно-то творит и познает все существующее.
___Таким образом, внешний мир, согласно учению Фихте, является отчуждением деятельности общечеловеческого Я, воплощением, объективацией его творческой мощи. Этот внешний мир обладает, по Фихте, относительной самостоятельностью и больше того: частично определяет «Я», т. е. ту силу, которая его создает. Несмотря на явно идеалистический характер этих положений Фихте, в них, несомненно, заключается рациональное зерно. Люди сами творят свою историю, причем объективные условия, которые определяют развитие человечества (производительные силы, производственные отношения), представляют собой результат всей деятельности людей, как прошлой, так и настоящей.
___Маркс и Энгельс, подвергая критике гносеологическую созерцательность метафизического материализма, указывают, что непосредственно окружающий нас чувственный мир вовсе не есть некая непосредственно от века данная, всегда равная себе вещь, а что он есть продукт промышленности и общественного состояния, притом в том смысле, что это исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколений, каждое из которых стояло на плечах предшествующего, продолжало развивать его промышленность и его способ общения и видоизменяло в соответствии с изменившимися потребностями его социальный строй. Люди преобразуют природу и тем самым изменяют и свою собственную природу. Этот коренной факт выражен в субъективно-идеалистической системе Фихте в мистифицированной форме: отношение между «Я» и «не-Я» (внешним миром) истолковывается как отчуждение, которое постоянно существует, преодолевается, но вместе с тем возрождается на новой, более высокой основе. Поскольку человек не осознает в себе всемогущего «абсолютного Я», постольку окружающий мир является для него чуждой, порабощающей его слепой разрушительной стихией. Но вот человек начинает осознавать свое диалектическое тождество с «абсолютным Я», постигает свою неограниченную мощь и благодаря этому становится властелином мира, «создает нечто из ничего», познает мир как свое «собственное сознание», короче говоря, становится всемогущим.
___Вся история культуры, говорил Энгельс, есть история человеческой свободы. Развитие производительных сил есть освобождение человека от господства стихийных сил природы, прогрессирующее развитие господства человека над природой и над самим собой. Тем самым создаются материальные предпосылки для овладения законами общественного развития, для господства человека над своими собственными общественными отношениями. Это и есть, по выражению Энгельса, скачок из царства необходимости в царство свободы, т. е. коммунистическое преобразование общественных отношений. Фихте, конечно, очень далек от научного, т. е. материалистического, понимания этого процесса. Однако в его учении о преодолении отчуждения между «Я» и «не-Я» содержатся глубокие догадки относительно будущего человечества: «…весь человеческий род, — пишет он, — избавится от слепого случая и от власти судьбы. Все человечество получит свою судьбу в свои собственные руки, оно станет подчиненным своей собственной идее, оно с абсолютной свободой сделает отныне из себя самого все, что только оно из себя пожелает сделать».
___Диалектический идеализм Гегеля классического идеализма. По учению Гегеля, мышление есть не свойство высокоорганизованной материи, функция мозга, отражение внешнего мира, а внутреннее содержание, сущность, субстанция всего существующего. Исходя из этой идеалистической предпосылки, Гегель утверждает, что все в мире представляет собой или мышление или его продукт — отчуждение. Абсолютизируя, ооожествляя мышление, Гегель именует его «абсолютной идеей», пытаясь доказать, что природа и общество суть воплощения «абсолютной идеи», необходимые формы ее существования и развития, формы ее инобытия, или отчуждения. Развитие природы, развитие общества есть, в сущности, развитие познания и самопознания в лоне «абсолютной идеи», вся деятельность которой есть мышление, логический процесс, прогрессивно осуществляющееся самопознание, которое находит свое высшее выражение в умственной истории человечества, в его духовной культуре и прежде всего в искусстве, религии и философии.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply