приглашение в Харьковский университет первых немецких профессоров

___Генеральный директор нашей компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов: 
___К этому времени относится приглашение в Харьковский университет первых немецких профессоров, среди которых находим имена Иоганна Ланга, Иоганна Шада, Бернгарда Рейта, Людвига Шнауберта, Антония Рейниша, Фердинанда Гизе и других. В частности, профессор умозрительной философии И. Шад, профессор химии Л. Шнауберт, адъюнкт А. Рей- ниш оказались в университете Харькова благодаря содействию поискам графа Потоцкого Веймарского министра образования, обладателя непререкаемой славы высшего выразителя европейской культуры И. фон Гёте. Именно к нему с просьбой о посредничестве обратился С. Потоцкий. И. Гете с готовностью откликнулся на просьбу С. Потоцкого и рекомендовал для кафедры этики, естественного и всеобщего государственного права, как и для чтения всех предметов, включающих в себя теоретическую и практическую философию, доцента Иенского университета Иоганна-Баптиста Шада; для кафедры химии советовал Людвига Шнауберта; для кафедры физики и прикладной математики предлагал Иоганна-Карла Фишера. К тому времени кафедра физики уже была закреплена за сербом Афанасием Стойковичем, поэтому Потоцкий предложил работу в России И. Шаду и Л. Шнауберту. Следует отметить, что И. Гете очень осторожно подходил к столь щепетильному вопросу как направление в Россию своих соотечественников. Решение о переезде принимали исключительно сами кандидаты на профессорские должности. Более того, в своем письме к И. Гете от 14 ноября 1803 года И. Шад просил его похлопотать относительно своего назначения в Харьковский университет. Через две недели в очередном письме к Гете Шад комментируя свою новую работу «Система натур- и трансцендентальной философии», высказывает надежду на то, что этот труд покажет его «способности в этой сфере , а также то, что он может быть полезен России, а приглашение в Харьков с помощью посредничества Гете будет для него огромной честью». Получив приглашение от господина попечителя, И. Шад лично в письме к графу Потоцкому дает согласие на предлагаемые тем условия и благодарит за «безграничную благодетельность». Однако в Россию тогда отправилось трое представителей ученого мира Германии. Шад поехал не один, а с «бесплатным приложением». Перед отъездом в Харьков, к И. Шаду с просьбой о разрешении сопровождать его безо всяких претензий на вакансию, обратился А. Рейниш, духовное лицо из упраздненного монастыря Вейнгаартен. Гете снабдил сопроводительными письмами и этого претендента на работу в Харьковском университете. В 1805 году А. Рейниш получил должность лектора, а со временем адъюнкта исторических наук. По рекомендации И. Гете в 1805 году Харьковский университет получил также и профессора ветеринарии Мартина Пильгера, основателя первого в России и в Украине ветеринарного журнала «Украинский домовод», отличного врача, который лечил и животных, и людей.
___За время работы в университете Харькова немецких ученых это учебное заведение получило бесценный опыт в деле преподавания учебных дисциплин, стиля научной работы, приобщилось к традициям немецких классических университетов. Анализ их деятельности в Харьковском университете свидетельствует, что университеты России, по крайней мере, в начале эпохи правления Александра I стремились наследовать не только организационную структуру немецких классических университетов, но и другие его особенности. Характерными особенностями модели классического немецкого университета, формировавшейся в то время, были принципы свободы преподавания и обучения, единства преподавания и исследования, принцип единства науки. Немецкие ученые, пребывая на службе в Харьковском университете, пытались воплощать в жизнь привычную для них практику и стиль работы, что было, впрочем, задекларировано в Общем университетском уставе 1804 года. Прежде всего, это выражалось в содержании преподаваемых ими учебных курсов, поскольку зачастую материал излагался по «собственным запискам», которые отражали результаты научных изысканий профессоров и преподавателей университета.
___Несомненно, общими чертами организации университетского образования было то, что и в Германии и в России именно в начале XIX ст. система гимназия-университет воплощает идею непрерывной научно ориентированной подготовки специалистов. Таким образом, тенденции и логика развития университетского образования в Российской империи, определяемые общим направлением этого процесса и индицируемые, в частности, по деятельности немецкой профессуры в Харьковском университете, лежали в русле новой модели немецкого университета. Однако в Российской империи роль университета понималась несколько иначе, чем в Германии; она адаптировалась соответственно условиям политической жизни страны.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply