Идеологическая кампания

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании «ТехноИнжениринг.РФ» пишет для повышения квалификации специалистов сектора научного познания технологических процессов: 
___Идеологическая кампания по подрыву общественного престижа нашей технической интеллигенции нашла, как известно, свое наиболее эффективное выражение в критике так называемого инструментального разума, который приписывался — как особо ограниченный сорт разума — нашей научной и технической интеллигенции. Согласно этому утверждению, наша научная и техническая интеллигенция якобы совершенно безразлична к моральным и политическим целеполаганиям нашей культурной жизни и в этом своем безразличии она якобы предлагает свои услуги любым властям, нуждающимся в них. В доказательство этого тезиса ссылались на известного «архитектора фюрера»* и других, работавших тогда специалистов. Между тем это доказательство беспочвенно. Как можно увидеть из воспоминаний этого архитектора, вовсе не профессиональное безразличие или индифферентность в отношении добра и зла повели его за фюрером, а соблазн великих идеологических перспектив, который освободил от фрустрации волю юного буржуа, привел его к сотрудничеству. Всюду, где техническая и научная интеллигенция предоставляла себя в распоряжение тоталитарных режимов, она делала это не из профидиотского безразличия к разнице между добром и злом, а наоборот, исходя из индуцированной идеологией веры в политическое спасение. И сегодня действительной опасностью является не воображаемый идиотизм специалистов, а соблазн веры в такое спасение.
___Не бывает философии без следствий, независимо от того, как в ней интерпретируется феномен политической и идеологической услужливости интеллигенции,— такой вывод можно сделать из высказываний одного прогрессивного специалиста по социологии техники. Конечно, верно, что мы в чрезвычайных политических ситуациях можем ожидать и от наших инженеров, что они из политических соображений или из лояльности окажут помощь террористам, прекращая, например, энергоснабжение с электростанции, попавшей в их руки. Но ведь мы живем сейчас не в чрезвычайных, а в нормальных условиях, а в такой нормальной ситуации мы, граждане, ожидаем от
___Имеется в виду гитлеровский министр вооружений Альберт Шпе-ер, архитектор по специальности, приговоренный Нюрнбергским трибуналом к длительному заключению и вышедший на свободу в 60-е годы. У всех инженеров только гарантии бесперебойного обеспечения всем необходимым нас в повседневной жизни; инженеры же, оправдывая эти наши ожидания, оперируют не морально и политически искалеченным, так называемым инструментальным, разумом, а выполняют свой гражданский долг. И напротив, упомянутый социолог, считая нашу техническую интеллигенцию политически недоразвитой и потому нуждающейся в политизации, со своих профессорских высот внушает интеллигенции необходимость осознать, наконец, политическую полезность данной ей обществом функции власти и, придерживаясь критической политической ориентации, внести свой вклад в «изменение существующей системы», а если потребуют обстоятельства, реализовать это, «парализовав снабжение целых округов электричеством, газом и водой».
___Таковы практические последствия ничем не обоснованного представления о том, будто наша техническая интеллигенция стала носительницей извращенного «инструментального» разума. В действительности же забота о безупречности состояния технического инструментария нашей жизни отнюдь не является каким-то профидиотизмом, но первостепенным морально-политическим делом, и наша техническая интеллигенция должна воспринимать как политический вызов, когда ей пытаются внушить, что она должна, в конечном счете, свои специальные знания применять в качестве средств политического давления. Верно, что уровень развитости нашей цивилизации в растущей мере характеризуется осознанием пределов полезности тех или иных достижений. Несомненно, непреднамеренных и во многих случаях также непрогнозируемых вредных побочных последствий цивилизационных процессов становится все больше. Однако то, что из этого следует, нельзя рассматривать как проблему досадной ошибки в рефлексии относительно целей деятелей нашей цивилизации. И в той мере, в какой знание границ использования техники свидетельствует о чувствительности современной нашей цивилизации, мы имеем дело не с кризисом цели, а с кризисом управления. Метафорически выражаясь, можно сказать: если кто-либо едет слишком быстро и именно поэтому минует цель, то у нас нет еще основания утверждать, что этот человек не знал, куда направлялся. Мы говорим: ему следовало бы ехать более осторожно и аккуратно.
___Точно так же мы должны сегодня ставить проблемы исчерпания и замены традиционных источников энергии другими, думать о пенсионном обеспечении для регулирования отношения поколений в наиболее трудных аспектах: все это — проблемы управления, но не целеполагания. Соответствующие цели хорошо известны: они касаются избавления человека от тяжелой физической работы посредством поднятия производительности нашего труда, вплоть до достижения благосостояния и социальной уверенности, и это может на себе почувствовать каждый в своей обыденной жизни. Поэтому кризисное состояние вызвано не мнимым дефицитом в понимании целей, а тем, что дело обстоит плохо с нашей способностью совладать с существующим положением для обеспечения наших хорошо известных политических целей в условиях ускоряющихся научно-технических и социальных сдвигов.
___И опять-таки с философской точки зрения не безразлично, истолковываются ли кризисы в развитии цивилизации как кризисы цели или управления. При первой интерпретации расширяется зона влияния экспертов при выработке цели. В данном случае идеологическая политика приобретает большую значимость, господствующий же политический тон становится интеллектуалистским и академически-утопическим. Вторая интерпретация, напротив, остается близкой здравому смыслу и позволяет при решении конкретных проблем использовать профессиональные знания с учетом политических и моральных целеполаганий этого здравого смысла. В заключение можно еще раз подчеркнуть: техническая интеллигенция, выполняя свои технические функции в нашей цивилизации, небезразлична к моральному и политическому аспектам ее существования. Наоборот, в своей ориентации на понимание смысла жизни техническая интеллигенция близка здравому смыслу, для сохранения которого нам, к счастью, совсем необязательно обращаться к знаниям экспертов.
___Не может быть худшего идеологического подрыва демократической культуры, чем превращение смысла и целей данной культуры в предмет компетенции экспертов. Это можно иллюстрировать на простой метафоре, идущей к нам еще из античности. Мы, неспециалисты, не можем учить сапожника делать обувь. Однако судить о том, подходит ли нам изготовленная им обувь, можем мы все. Мы не должны допустить, чтобы право на это суждение оказалось в распоряжении одних лишь экспертов-идеологов, вырабатывающих цели. И лишь тогда у нас появится основание ожидать, что эти угнетающие нас трудности могут быть преодолены теми, кто профессионально и технически знает, как следует их устранять.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
:::
You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply